Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ значения переговоров и переговорного процесса в урегулировании конфликтных ситуаций

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Конфликты, их сущность, виды, функции и причины. Переговорный процесс как способ разрешения конфликта. Общая характеристика и динамика переговоров при решении конфликтов. Технология переговорного процесса и условия его успеха при решении конфликта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Социально-психологические особенности межличностного взаимодействия во многом обусловливают возникновение и развитие конфликта. - См.: Цибульская М.В. Конфликтология. Уч.пос. [Текст] // М.В.Цибульская МЭСИ, 2007. С.48. Конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества и возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Проблема конфликта требует решения не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить негативное отношение.

Главное - снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Для наиболее эффективного разрешения конфликтной ситуации самым действенным методом являются переговоры. Переговоры представляют собой взаимодействия субъектов в конфликтной ситуации, цель которых - прийти к обоюдному решению и разрешить конфликтную ситуацию так, чтобы ее исход был благоприятен для каждого участника переговоров.

В процессе переговоров люди хотят: добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы; достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения. Чтобы достичь этого надо уметь: решить проблему; наладить межличностное взаимодействие; управлять эмоциями. За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое). В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению в случае конфликта интересов.

Актуальность данной темы заключается в том, что человек должен разрешить конфликтную ситуацию с минимальными потерями как для себя, так и для его окружающих его людей. Целью курсовой работы является рассмотрение переговорного процесса как способа разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

· рассмотреть понятие конфликта, его природу и типологию, а также причины конфликта и его последствия;

· описать и раскрыть значение переговоров и переговорного процесса как способа разрешения конфликтов, а так же рассмотреть стадии переговорного процесса.

· рассмотреть технологию переговорного процесса дать рекомендации по разрешению конфликтной ситуации.

Основная часть

1. Понятие конфликта

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus -- столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict -- англ., konflikt -- нем., conflit -- франц.).

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Функции конфликта. Говоря о конфликте, следует помнить о том, что конфликт играет в нашей жизни двоякую роль. Он может быть деструктивным, разрушающим нас и наши отношения с другими людьми, ухудшающим условия совместной деятельности, отрицательно сказывающимся на нашем здоровье и т.д., но может выполнять и конструктивную функцию. Способствуя открытому выражению мыслей и чувств, конфликт может стать источником развития. Освобождая стороны от сомнений, разрешая в ходе конфронтации их противоречия, конфликт может способствовать развитию взаимопонимания между людьми, может расширять или изменять способы и сферу их взаимодействий.

В истории развития науки существовали два подхода к пониманию функций конфликта. Одни считали, что конфликт относится к нежелательным явлениям, обращали внимание на его разрушающую функцию (деструктивность). Абсолютизируя негативные последствия конфликта, они упускали из виду его позитивные характеристики. Другие, подчеркивая неизбежность противоречий и конфликтов как во внутриличностном плане, так и между людьми и социальными группами, скорее, даже приветствовали конфликт, рассматривая его как явление исключительно необходимое и неоспоримое. Согласно данной точке зрения, конфликт -- источник прогресса, изменения, развития. Застой, стагнация, деградация являются порождением бесконфликтного бытия.

В современной психологии преобладает понимание неизбежности конфликтов и, более того, предлагается их целенаправленное использование в качестве источника личностного роста и развития всех участников. Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Во многих случаях конфликт помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, помогают выявить большее число альтернатив или проблем.

Возможность выбора конструктивной или деструктивной функции конфликта имеется практически в любом конфликте, конструктивен он или деструктивен, можно ответить в зависимости от того, к каким результатам мы придем к его окончанию. - См.: Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных материалов) Иностр. психология. РАН ИП. Т. 1. [Текст] // В.В.Латынов - М.: 1993. - № 2. С.90.

Если после завершения конфликта у кого-либо из участников будет наблюдаться ухудшение настроения, эмоциональная напряженность, стресс, депрессия, снижение работоспособности, активности, появление нарушений в сфере взаимоотношений, то можно говорить о том, что преобладают деструктивные, негативные тенденции.

Если конфликт будет способствовать личностному росту либо позволит почувствовать себя более гармонично в мире, а отношения с другими людьми выйдут на новый виток взаимопонимания, то это означает, что конфликт выполнил конструктивную, позитивную функцию.

Реализация двух главных функций конфликта -- деструктивной (разрушительной) и конструктивной (созидательной) -- во многом зависит от социальных установок и отношения к конфликту, от той роли, которая ему отводится в жизни человека и общества, и, что не менее важно, от обучения поведению в конфликте.

Типология конфликта. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». Межличностный конфликт - может проявляться как столкновение личностей, так как люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Конфликт между личностью и группой - это конфликт, при котором личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. Межгрупповой конфликт - конфликт, возникающий между различными группами с разными позициями. По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальный конфликт, предполагает взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов.

Вертикальный - конфликт, предполагает распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта.

Смешанный конфликт представляет и вертикальные и горизонтальные составляющие.

По сфере разрешения конфликтов можно их подразделить на те, что разрешаются в деловой сфере и те, что разрешаются в личностно - эмоциональной сфере.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые субъективными.

Другие файлы:

Организация и ведение переговорного процесса
Понятие, сущность, виды, функции и динамика переговоров, а также общие рекомендации по их ведению для преодоления конфликтных ситуаций. Стратегия и та...

Этико-психологические аспекты построения деловых отношений при проведении переговоров
Различные подходы к характеристике переговорного процесса. Переговоры как образ мышления: культура переговорного процесса. Типичные модели поведения н...

Правила ведения переговорного процесса, внедрение его в организацию и оценка эффективности
Подготовка переговорного процесса. Реализация и оценка последствий переговорного процесса на примере ОАО "Новосибирский инструмент". Разработка рекоме...

Проблематика международного переговорного процесса
Место, роль и функции переговоров в международных отношениях и дипломатии. Основные характеристики переговорного процесса. Важнейшие общемировые пробл...

Моделирование работы переговорного пункта
Изучение экспоненциального закона для расчета аналитических результатов системы. Анализ показателей средней длины очереди и времени ожидания обычных и...