Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ влияния семьи на способности ребенка

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование методов стимулирования учащихся к приобретению знаний, чтению книг. Анализ характера руководства учебной деятельностью ребенка в семье, организации выполнения домашней работы. Описания выявления и развития способностей в детском возрасте.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: Развитие учебных способностей наиболее важная часть в младшем школьном возрасте. От того, как правильно будет протекать развитие ребенка в семье будет зависеть его дальнейшее развитие.

Цель работы: Установить как влияет семья на развитие способностей и успехов ребенка.

Задачи исследования: Проанализировать необходимую литературу для написания курсовой работы.

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждам общества и самой личности, возможно тогда, когда воздействия обстоятельств, взятых под контроль, будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные и школьные.

С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние воздействия родителей (если даже это ни осознается ребенком) сказываются на всем последующем развитии человека. И это понятно: ребенок наиболее чувствителен к воспитанию. Его мозг не загружен впечатлениями и знаниями, а потому он легко запечатлевает воспринятое. Детские впечатления сохраняются всю жизнь, хотя не все они могут быть воспроизведены.

Надо также иметь в виду и продолжительность контакта родителей с ребенком, и зависимость детей от родителей, что в совокупности определяет действенность влияния последних. Семейное воспитание с поступлением ребенка в школу не теряет своего значения, особенно если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым школой. Оно теперь не только подкрепляет требования учителя, но и дополняет школьное воспитание, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе. Например, воспитание положительного отношения к бытовому труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях.

В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям, без ощущения которой ребенок не испытывает полноты чувств. Дети, живущие без родителей или даже одного из них, страдают от того, что не могут испытать этого чувства,

Любовь к матери постепенно и незаметно переносится на всех женщин, а любовь к отцу -- на мужчин. Из практики известно, что тот, кто не любит своих родителей, как правило, черств по отношению ко всем людям. Следовательно, в семье закладываются основы гуманного отношения человека к человеку.

В подростковом и юношеском возрастах высок авторитет сверстников, ученического коллектива. Но и в этот период воспитательное воздействие родителей по снимается, оно меняет только формы и методы. Теперь родители становятся старшими друзьями своих детей, подкрепляющими положительные намерения школьников или тактично корригирующими их мысли, поступки и действия путем совета, подсказки разумного решения, убеждением.

Воспитание -- дело сложное. Родители воспитывают ребят не только словом, но и делом, примером собственного поведения и деятельности, всем укладом жизни в семье и даже образом своих мыслей и чувств. Дети, подростки и юноши все видят, все замечают и вольно или невольно в одних случаях подражают родителям, в других критикуют их или игнорируют, и тогда влияние на детей оказывают другие, более авторитетные для них люди.

Родители должны постоянно помнить об огромной ответственности перед обществом за судьбу своих детей. Вот почему они должны максимально подготовить себя к воспитанию ребят, изучить необходимую литературу и лучший опыт семейного воспитания. Поскольку воспитание осуществляется не только требованиями к младшим членам семьи, словесными воздействиями, организацией образа их жизни, но и личным примером, то естественно, что нужно самим родителям совершенствовать, воспитывать себя.

Однако большинство родителей не имеют педагогического образования и потому воспитывают детей на основе не столько научных знаний, сколько интуиции или опыта своих отцов и матерей. Отсюда многое выпускается из виду, а это ведет к дефектам воспитанности, о чем родители горько сожалеют, когда видят сынов и дочерей уже взрослыми. Именно об этом говорит, например, выдержка из горестного письма одного из родителей;

«Никогда не писал в «Правду», но вот не удержался: хочется высказать сокровенное...

Сейчас понимаю, как много должны знать отец и мать, чтобы воспитать своего ребенка правильно, не натворить грубых ошибок, которые потом очень трудно исправлять. А откуда черпать их, эти знания? Из своего опыта? Но каждый родитель, особенно молодой, начинает с «пулевого цикла», то есть сам, на собственных наблюдениях и умозаключениях, должен постигать азы семейной педагогики. Пока их постигнет -- наломает немало дров. Иной и вообще до конца дней своих не может взять в толк: как это в семье вырос совсем не такой человек, какого бы хотелось видеть в сыне или дочери? И начинает казниться запоздалыми сожалениями, раскаянием, начинает искать «корень зла», обвиняя школу, милицию -- всех!

С болью видишь иной раз на улице или во дворе подвыпивших юнцов. Какое это жалкое и отвратительное зрелище! Немного их, таких зеленых ухарей, да ведь зло прилипчиво, оно заявляет о себе громко, крикливо. Все для молодежи у нас есть -- театры, спортзалы, Дворцы культуры, библиотеки, музеи. Так почему эти молодые бездельники не идут туда, а тянутся к бутылке, к пустому времяпрепровождению, к скандальным забавам? Не потому ли, что мы, родители, не приучили их с детства беречь время, ценить прекрасное, любить книгу и спорт, а главное -- трудиться, любить работу?

Мне не надо далеко ходить за примером -- он на глазах. Сын-третьеклассник, о котором сказал в начале письма, у нас с женой -- не единственный ребенок. Есть еще дочь-студентка. Из-за нее-то и пишу эти горькие строки. Нет, особой драмы с дочерью не произошло. В школе училась хорошо, ее хвалили, а мы с женой таяли, глядя на возлюбленное, единственное тогда чадо, и возлагали на нее большие, ослепительные надежды. Поступила в институт и стала учиться кое-как. Но вот приезжает на каникулы домой, и родители разводят руками: «Батюшки, да кого же мы воспитали? Белоручку, барыньку, равнодушную к другим, избалованную куклу». Мать готовит обед, я мою пол, а доченьке и в голову не приходит взять у меня, инвалида, из рук тряпку и убрать квартиру. Как же она будет жить самостоятельно, когда станет женой, матерью?

Избаловали мы дочь, испортили избыточной любовью, нетребовательностью, попустительством разным прихотям и капризам. Не сумели, не смогли привить ей самое главное трудолюбие, привычку делать всякое дело охотно, с душой.

Не зря начал письмо с вопроса о педагогической литературе. Она нужна родителям, как воздух».

Человеческим «сопроматом» является психология ребенка, и чтобы успешно влиять на нее, нужно хорошо ее знать и умело культивировать. Вот почему уделено большое внимание общим вопросам педагогики мышления, воли, чувств, способностей и характера.

Свободное время детей--действительно огромный по своим возможностям и по своему значению резерв для всестороннего, гармонического развития личности ребенка. По мысли К. Маркса, именно свободное время есть подлинное пространство для универсальной деятельности человека--сфера творчества (творческого развития и развития творчества) и универсального общения. В этом пространстве различные деятельности людей не просто сосуществуют, а встречаются, не только не противоречат друг другу, но объединяются в более сложное целое -- подобное полифонии. И органическая вплетенность в этот хор голоса ребенка в качестве равноправного и самостоятельного во многом зависит от позиции взрослого в его отношении к периоду детства.

Мы часто жалуемся, сокрушаемся, что времени на общение с детьми не хватает. Дети сами по себе, мы сами по себе. А время идет, идет... Порой хочется остановить его, вернуть, чтобы доделать недоделанное, исправить какую-то оплошность. Но все, что возможно в сказке, в жизни оборачивается суровой былью. Времени не остановишь, себя в прошлом не поправишь. Жизни подвластно лишь настоящее и будущее.

Свободное время -- обязательное условие расширенного духовного воспроизводства личности. Человек может трудиться, отдыхать, но, если не располагает временем для повышения знаний, для овладения наукой, он не растет. И тем самым общество не имеет расширенного воспроизводства духовных сил.

«Свободное время,-- писал К. Маркс,-- представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности -- разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства».

Все мы должны думать об этом, а родители в первую очередь. Ведь семья не просто группа людей, объединенных под одной крышей. Моральный, нравственный климат семейной жизни--главный педагог, формирующий интересы, потребности и вкусы детей. Вряд ли, скажем, родители могут научить ребенка ценить свободное время, уплотнять его для полезных дел, если сами тратят его на пустые разговоры, бесцельное сидение у телевизора.

Возможности человека в совершенствовании своих способностей безграничны. Конечно, не всякий может достигнуть таких высот человеческого духа, как Леонардо да Винчи или Ломоносов. Но дело не в этом. Важно, чтобы каждый человек имел условия для всестороннего проявления творческих способностей и использовал их сполна.

Человек, по меткому выражению французского мыслителя Тейяра де Шардена, не центр универсума, а, что много прекраснее, уходящая ввысь вершина великого биологического синтеза.

Основные качества духовно богатой личности формируются у молодежи, когда л...

Другие файлы:

Изучение влияния состава семьи на формирование личностных особенностей ребенка
Теоретические аспекты влияния состава семьи на процесс формирования личностных особенностей ребенка. Личностные особенности человека и подходы к их из...

Влияние семьи на формирование личности ребенка
Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка...

Исследование влияния состава семьи на личность ребенка
Психологические особенности семьи. Формирование личности ребенка как психолого-педагогическая проблема. Эмпирическое исследование влияния семьи на фор...

Анализ особенностей взаимодействия школы и семьи в современных условиях
Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пут...

Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи
Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями...