Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ влияния негативных эмоций на поведение и деятельность младшего школьника

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Проблема влияния эмоциональной сферы личности на поведение и деятельность человека. Связь эмоциональных процессов с физиологическими и когнитивными. Эмпирическое исследование влияния тревожности на поведение и учебную деятельность младших школьников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Анализ влияния негативных эмоций на поведение и деятельность младшего школьника»

Рязань 2011 г.

Введение

Эмоции это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Какие бы условия и детерминанты не определяли жизнь человека, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться, и закрепится в ней, констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслима никакая деятельность. Таким образом, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций является надежным залогом повышенного научного интереса к ним. И на сегодняшний момент эта проблема как никогда актуальна.

Эмоции, отражая окружающий мир и в соответствии с этим регулируя наше поведение и деятельность, играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость, как одного из определяющих факторов развития личности, особенно велика в младшем школьном возрасте.

Переживание эмоциональных состояний в этом возрасте определяет картину видения ребёнком мира, влияет на характер взаимодействия с ним, на оценку происходящих в нём событий. Таким образом, формирования собственного отношения к окружающей действительности зависит от качества испытываемых ребёнком эмоциональных переживаний: положительных или отрицательных.

Если положительные эмоции - это своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата, то отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма. Способствующие гармоничному течению жизненных процессов, негативные эмоции несут в себе также деструктивную функцию, которая коренным образом может изменить отношение субъекта к деятельности, влияя на его поведение. В некоторых случаях это приводит к установлению определённого рода негативного эмоционального состояния, которое в различной степени может отрицательно сказываться как на основной деятельности ребёнка, так и на его общем психическом и / или соматическом состоянии.

Таким образом, исходя из вышесказанного, нами была определена тема дипломной работы: «Исследование негативных эмоций младших школьников».

Актуальность. В настоящее время значительная часть учащихся сталкивается с трудностями в обучении. «По имеющимся данным около 70% учащихся массовой школы нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% - отклонения психоневрологического характера».

Современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в учебе называются школьниками самыми распространенными факторами, способствующими возникновению у них беспокойства, тревоги. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. «Поведенческие ее проявления могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность».

Между тем влияние негативных эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Всё это не может не отражаться на их поведении и успехах в обучении.

В своей работе мы выдвинули следующую гипотезу: тревожность как негативное эмоциональное состояние младших школьников влияет на поведение и результативность их учебной деятельности.

Целью нашей работы является изучение влияния негативных эмоций на поведение и деятельность младшего школьника.

Объект исследования - негативные эмоции.

Предмет исследования - тревожность как негативное эмоциональное состояние младшего школьника.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и поставленной гипотезы, мы определили следующие задачи:

1. Изучить теоретическое состояние проблемы влияния эмоциональной сферы личности на поведение и деятельность человека

2. Показать связь эмоциональных процессов с физиологическими, когнитивными процессами;

3. Рассмотреть особенности проявления негативных эмоциональных состояний у младших школьников;

4. Провести эмпирическое исследование влияния тревожности на поведение и учебную деятельность младших школьников

В реализации поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:

· теоретический анализ научной литературы по проблеме;

· беседа;

· наблюдение;

· изучение продуктов деятельности учащихся;

· экспертная оценка.

Практическая значимость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Методологической основой нашей работы являются теоретические положения, разработанные в трудах Изарда К.Э., Вилюнас В.К., Прихожан А.М., Ильина Е.П., Кепалайте А.П., Суворовой В.В., Горбаткова А.А. и др.

тревожность младший школьник поведение

1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника

1.1 Значение эмоций и их роль в жизнедеятельности человека

1.1.1 Общая характеристика эмоций

Эмоции - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия. Эмоции, как и ощущения, восприятия или мышления, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости для его потребностей и мотивов деятельности. Таким образом, эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивациями, а с другой - особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. Радость или печаль, гнев или страх, восхищение или возмущение - все это различные виды психической реакции человека на раздражитель. Эта реакция может быть рассмотрена, прежде всего, как психический процесс, поскольку она подвижна и имеет свою динамику. Однако эта реакция субъективно переживается и выступает для человека как особое эмоциональное состояние. Одновременно она может быть и проявлением особой эмоциональной пристрастности, устойчивого эмоционального личностного отношения к этому раздражителю, поскольку далеко не все объекту окружающего мира одинаково сильно индуцируют в нас эмоциональный отклик.

Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Они, прежде всего, связаны с потребностями, мотивами и отражают состояние, процесс и результат их удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:

1. Как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства.

2. Как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса.

3. Как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному субъекту.

Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - спросить у человека, что он испытывает. Однако существуют и внешние выражение эмоций в виде особых их телесных проявлений: мимики, пантомимики, вокальной «мимики», вегетативных реакций, а также биохимических сдвигов в организме.

Можно выделить две биологические системы, которые обслуживают работу эмоционал...

Другие файлы:

Исследование негативных эмоций младших школьников
Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника, значение эмоций и их роль в жизнедеятельности человека. Эмпирическое ис...

Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника
Психологические особенности развития младшего школьника. Организация обучения детей в младших классах. Учебная деятельность младшего школьника. Опытно...

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника
Формирование личности посредством эстетической культуры. Анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания младшего школьника. Основные...

Формирование личностных качеств у младшего школьника
Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследо...

Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника
Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности. Психолого-физиологические особенности младших школьн...