Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ взаимосвязи между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследования индивидуального стиля деятельности педагога в зарубежной и отечественной психологии, общие вопросы и характеристика концепций Мерлина и Климова. Организация и методики психодиагностического обследования, описание и результаты процедуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра психологии профессионального развития

Курсовая работа

по курсу "Психология профессионального образования"

На тему: Анализ взаимосвязи между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения

Студент: Салин А.В.

Группа: ПС - 412

Преподаватель: Заводчиков Д.П.

Екатеринбург 2010

Содержание

Введение

1. Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе

1.1 Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии

1.1.1 Концепция ИСД Мерлина B.C.

1.1.2 Концепция ИСД Климова Е.А.

1.2 Признаки индивидуально стиля педагога

2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Методы и методики исследования

2.3 Описание психодиагностической процедуры

2.4 Результаты диагностики и их обсуждение

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Проблема индивидуального стиля деятельности (ИСД) уже давно стала предметом научного исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Основная концепция индивидуального стиля деятельности, разработанная в рамках отечественной школы, состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с ними организовывать свою деятельность. Наибольшую трудность представляет изучение индивидуального стиля деятельности в профессии педагога, поскольку объективные условия деятельности являются крайне нестандартными.

Педагогическая деятельность представляет собой деятельностную субстанцию образовательного процесса, из которой возникают все результаты образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой образования. И все положительные элементы, факторы, свойства, определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества, слагаются в индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Термин "Индивидуальный стиль деятельности" произошел от лат. indiduum - неделимое и stylos - стерженек для письма и представляет собой устойчивую индивидуально-специфическую систему психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности [16].

Индивидуальный стиль педагогической деятельности может быть определен как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в себе интеллектуальный, деятельностный и эмоциональный компоненты, а также, такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития.

В научной литературе исследуются различные аспекты профессиональной деятельности и, в том числе, проблемы индивидуального стиля деятельности (Коровина Т.Ю., Кузьмина Н.В., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., А.К.Маркова, Л.М. Митина, Р.Х. Шакуров). Но основное внимание в них уделено таким аспектам профессионального совершенствования и развития как содержательный и организационно-педагогический. Внутренние или психологические условия протекания этого процесса изучены недостаточно. Среди таких условий особое место принадлежит индивидуально - типологическим особенностям личности.

Объект исследования - педагоги профессионального училища "Кулинар" г.Екатеринбурга. Предмет исследования - индивидуальный стиль деятельности педагогов. Цель исследования: изучить особенности индивидуального стиля деятельности педагогов профессиональной школы.

В качестве исследовательских гипотез выступают следующие предположения:

1) Уровень выраженность агрессивности у педагогов - мужчин, выше чем у педагогов - женщин.

2) Чем выше уровень агрессивности у педагогов - мужчин, как индивидуально - типологическая особенность, тем выше уровень авторитарности, как властно - лидирующий стиль межличностного взаимодействия.

3) Чем выше уровень лидерства у педагогов - женщин, как индивидуально - типологическая особенность, тем выше уровень авторитарности, как властно - лидирующий стиль межличностного взаимодействия.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены задачи исследования:

1) рассмотреть состояние проблемы индивидуального стиля деятельности в научной литературе;

2) определить признаки индивидуального стиля деятельности педагогов;

3) изучить индивидуально - типологические особенности личности педагогов;

4) изучить стили межличностного отношения педагогов;

5) выявить взаимосвязь между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения.

Методологической основой исследования явились основные теоретические положения основанные на теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, а также руководствовались некоторыми теоретическими положениями, сформулированными в трудах Е.А. Климова, А.К. Марковой и других авторов, изучавших проблему индивидуально стиля деятельности. База исследования - педагоги Кулинарного техникума г.Екатеринбурга. Исследованием было охвачено 23 педагога в возрасте от 24-х до 45-и лет, имеющих стаж работы от 4-х до 15-и лет.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов и методик: сравнительный анализ подходов к проблеме индивидуального стиля деятельности, методика "ИТО", методика "Лири", методы математико-статистической обработки данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные об особенностях индивидуального стиля деятельности педагогов могут быть учтены при разработке тренинга для педагогов, целью которого бы являлось осознание индивидуального стиля деятельности.

1. Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе

1.1 Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии

Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он назвал совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных). С позиции Адлера, болезнь является следствием нарушения равновесия между организмом и средой. В качестве процесса, с помощью которого организм реагирует на данные нарушения, выступают процессы компенсации. Индивидуальные особенности человека, а также его социальные взаимоотношения в семье и вне ее уже с самого раннего детства создают почву для постоянной угрозы и пониженной или отрицательной социальной оценки. В связи с этим у человека вырабатывается особая индивидуальная стратегия поведения, с помощью которой он защищается от сознания своей неполноценности и стремится достичь превосходства. Эта общая стратегия и характеризует стиль жизни. Такой стиль складывается стихийно, как следствие взаимодействия индивидуальных особенностей человека и социальных условий его жизни. В зависимости от того, как и какими способами осуществляется преодоление чувства неполноценности, стиль жизни человека может характеризоваться, по мнению А. Адлера: 1) истинной компенсацией, если стремление к превосходству совпадает с "социальным интересом"; 2) неполной компенсацией; 3) сверхкомпенсацией - в случае гипертрофированного развития отдельной способности или черты; 4) бегством в болезнь. Иначе говоря, "индивидуальная стратегия и тактика поведения, как стиль промежуточных целей человека, отягощенного чувством и комплексом неполноценности", обладает следующими функциями: во-первых, позволяет компенсировать дефицит тех или иных свойств организма (компенсаторная функция), а во-вторых, может привести к существенному снижению чувства неполноценности как личностного образования.

В современной психологии, начиная с Г.Олпорта [17], понятие стиля применяется для решения совершенно другой проблемы, для объяснения единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений. Его подход обусловлен своеобразием понимания структуры личности, в качестве единицы которой выделяется ее черта. Черты личности, по Г. Олпорту, могут быть мотивационными и стилевыми. Мотивационные черты имеют направляющее значение, стилевые - инструментальное. Г. Олпорт к стилю относит "инструментальные" черты личности (способы и средства поведения), с помощью кото...

Другие файлы:

Взаимосвязь компонентов медиаповедения с индивидуально-психологическими особенностями личности
Медиаповедение человека - уникальный феномен, его социально-психологические функции. Экспериментальное исследование взаимосвязи статистики медиапредпо...

Индивидуальный стиль деятельности
Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особен...

Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими социально-психологической адаптированности подростков
Понятие, механизмы и теоретические исследования креативности личности. Особенности адаптации в подростковом возрасте. Методика исследования взаимосвяз...

Изучение удовлетворенности трудом в отделении Контакт-центра
Проведение анализа взаимосвязи между степенью удовлетворенности различными аспектами и условиями труда, локусом контроля сотрудников, уровнем их стрес...

Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников
Рассмотрение индивидуально-типологических особенностей личности. Определение причин неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Исследование взаимосвя...