Акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков
1.1 Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков
1.2 Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте
1.3 Динамика акцентуаций характера
1.4 Особенности акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков
2.1 Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально - психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [44, с.173].
Вопрос изучения подростковой трудновоспитуемости имеет междисциплинарный характер, поскольку исследование этой проблемы ведется в рамках таких наук, как социология, психология, педагогика, патопсихология, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте.
А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы дипломной работы - «Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков».
Этой проблеме посвящены работы следующих авторов: Кочетова А.И. «Перевоспитание подростка» [20], Белёчевой С.А. «Основы превентивной психологии» [6], Степанова В.Р. «Психология трудных школьников» [52].
Предмет исследования: особенности акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Цель работы: изучение особенности акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Гипотеза исследования: у различных категорий трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
* Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
* Подбор диагностического материала.
* Проведение исследования.
* Анализ полученных результатов.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
2. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков 15-17 лет.
3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера у подростков, учащихся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.
4. Психологический анализ особенностей акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - методы сбора данных (эксперимент).
3. Методы математической (статистической) обработки результатов.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков
1.1 Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков
Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость вплоть до акцентуации характера, психопатий [25, c.526].
Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к патопсихологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.
Довольно большую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками и т.д.). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.
Следующую группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее. Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.
Ггруппу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми». В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, т.е. дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитания [27, c.183].
Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом. Самое
сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям [5, c.157].
Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально пр...
Психопатии и акцентуации характера у подростков
Типы психопатии и акцентуаций характера. Критерии диагностики психопатии у подростков: тотальность, относительная стабильность характера и социальная...
Акцентуации характеров подростков
Определение термина "акцентуации характера", их разграниение на явные и скрытые. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте: гипертимный, цикл...
Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера
Сущность страха как особого психического состояния. Описание явной и скрытой акцентуации характера. Особенности становления эмоциональной сферы подрос...
Влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков
Проблема акцентуации характера подростков в отечественной (А.Е. Личко) и зарубежной (К. Леонгард) научной литературе. Понятие ответственности в психол...
Исследование акцентуаций старших подростков
Акцентуации характера как доминирующие факторы девиантного поведения старших подростков. Особенности психолого-педагогической деятельности педагога с...