Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Активность и деятельность как всеобщая характеристика жизни

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Активность и деятельность как всеобщая характеристика жизни

Всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, - говорят, что оно есть субъект активности. Быть субъектом значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношения к миру, и реализуется во вне - в процессах поведения. Говоря о человеке как субъекте активности, рассматривают внутренние и внешние характеристики активности.

Внутренняя сторона активности человека - мотивационная, целевая и инструментальная основы активности. Это ответы на вопросы: в чьих интересах и ради чего проявляется активность? В каком направлении проявляется активность? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность?

Внешние проявления активности человека - особенности поведения. Поведение можно сравнить с пантомимой, смысл которой требует расшифровки. Понять поведение - это значит мысленно восстановить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побуждений, представлений о мире и т.п.), которая скрывается за фасадом поведения и проявляется в нем. В соответствии с внутренней организацией активности в поведении (ее внешней организации) можно выделить три основных «слоя»: один из них связан с мотивом активности, другой - с ее целями, третий - с инструментальной основой активности.

Активность человека подробно изучена в психологической теории деятельности, которая начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х г.г. прошлого столетия, и развивается уже на протяжении более 70 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А. В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность».

Необходимо рассмотреть строение, или макроструктуру, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней: уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); уровень действий; уровень операций; наконец, уровень психофизиологических функций.

Говоря об особенных видах деятельности, в качестве примеров обычно приводят игровую, учебную и трудовую деятельности. За этими формами активности даже в обыденной речи закрепилось слово «деятельность». Однако то же понятие можно применить и к массе других активностей человека, например, заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы.

Характеристика этого уровня деятельности человека связана с раскрытием мотивационно-личностного аспекта деятельности. Для этого нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. Например, состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида, выступают как интерес, устремленность, энергия действования. Момент зависимости, представленный в потребности, фиксируют термином «потребностное состояние» (А.Н. Леонтьев), имея в виду, что индивид выступает здесь, скорее, как пассивное, «страдающее» существо. Активный же момент потребности заключен в устремлениях индивида (оборотная сторона состояния зависимости).

К человеческим потребностям относятся его:

витальные нужды и устремления (от «vita» - жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т. п.;

социальные потребности: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.;

познавательная потребность: потребность во впечатлениях, активном добывании информации из внешнего мира, исследовании и т.п.

экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия и т.п.

Характеризуя связь потребностей с деятельностью, необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до встречи с предметом, второй этап - после этой встречи. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив, мотив - опредмеченная потребность. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной потребностью, потребностью именно в данном предмете. Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т.п.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента поведение человека было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него (если мотив отрицательно валентен). Согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью.

Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться, вообще говоря, набором разных действий. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Если характеризовать деятельность одного конкретного субъекта, то можно заметить, что его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. При этом, один из мотивов является ведущим, другие - второстепенными, мотивами-стимулами.

Действие - основная единица анализа деятельности - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Это сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие. (Поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла, т.к. цель всегда сознательна. Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Однако, бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее проявление.) Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Характеризуя понятие «действие» необходимо обратить внимание на следующие четыре момента:

действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели;

действие - это одновременно и акт поведения ( сущность этого утверждения и утверждения предыдущего пункта состоит в признании неразрывного единства сознания и поведения, что отличает теорию деятельности от других, предшествовавших ей, концепций. Единство сознания и поведения, таким образом, заключено в главной единице анализа действии);

через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, гдe согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде (стимулы) или внутри организма (субъекте). Например, для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция - значит «ответное действие» (лат. rе… - против + actio - действие). Активное, инициирующее, начало здесь принадлежит стимулу. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо. Уотсон считал возможным через систему реакций (пусть очень сложных) описать все поведение человека. Но такие надежды стали сразу же разбиваться о факты, которые показывали, что многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий;

понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т.д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к челов...

Другие файлы:

Понятие и содержание понятия "качество жизни"
Понятие качества жизни и пути его повышения через социальную активность и самореализацию личности. Социальная активность как один из показателей качес...

Ценностная регуляция поведения
Человек отличается от животных гораздо большими вариациями типов поведения, наличием свободы выбора действий, их целеполаганием. Динамика личности выр...

Всеобщая история искусства. Курс лекций
Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Всеобщая история искусства», включающего учебную программ...

Всеобщая история искусства. Курс лекций.
Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020с. Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Всеобщая ист...

Деятельностный подход
Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятель...