Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Акмеологическая диагностика личности

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение сущности акмеологических методов и технологий в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития. Исследование специфики объекта, предмета и задач акмеологической диагностики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы акмеологической диагностики

1.1 Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике

1.2 Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики

Глава 2. Анализ личности выдающегося человека

2.1 Анализ личности Наполеона Бонапарта

2.2 Анализ личности Михаила Илларионовича Кутузова

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная работа посвящена исследованию проблемы акмеологической диагностики, ее специфики и сущности.

Акмеологический подход, акмеологические методы и технологии находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры.

По определению А.А. Деркача, управленческая акмеология - область научного знания, характеризующаяся множеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществление высших форм управленческой деятельности и развитие способностей профессиональному совершенствованию специалистов сферы управления.

Данное направление акмеологии получило особое развитие и популярность, так как ориентировано на оптимизацию деятельности руководителя вне зависимости от области профессиональной деятельности, данные подход адаптирован для всех групп специальностей.

Специфика управленческой деятельности определяется тем, что собственное виденье мира, которое создается у руководителя, не является продуктом только его собственного труда, а определяется мнением других людей, информацией, которую они сообщают руководителю, исходя их собственных представлений.

Известно расхождение в понимании управленческой деятельности в психологии и акмеологии. Рассмотрению данного факта уделяется место в данной работе.

Объект исследования: акмеологическая диагностика.

Предмет исследования: специфика акмеологической диагностики, сущность акмеологической диагностики.

Цель: Исследовать акмеологическую диагностику.

Задачи:

1. рассмотреть теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике

2. рассмотреть специфику объекта, предмета и задач акмеологической диагностики

3. рассмотреть личности двух выдающихся людей и найти их сходства и различия.

Глава 1. Теоретические основы акмеологической диагностики

1.1 Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике

Потребность в диагностических исследованиях возрастает в кризисных и переходных состояниях общества, когда усиливается изменчивость и рассогласование во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому наиболее актуальными для науки являются ситуации зарождения новых социальных явлений, процессы самоорганизации и самоопределения как общества, так и человека, проблемы интериоризации и интеркоммуникативности культуры и социума, их динамическое многообразие, а также все, что связано с субъектным представлением человека, формирующим более организованную и устойчивую жизнь и изменяющим при этом свою личность в процессе жизнедеятельности.

Методология изучения этих изменений должна одновременно включать в себя как диагнозы состояния, т. е. адекватной оперативной научной рефлексии, так и разработку прогнозов, моделирование процессов изменения и преобразовательную деятельность.

Возникновение диагностики с самого начала опиралось на научный метод и придавало огромное значение как методам изучения практики, так и ее теоретико-методологическому обоснованию.

В общем смысле диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - это научная система о принципах и методах распознавания в многообразном единичного, выделение этих единичных явлений в определенный класс. В теоретико-методологическом смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между подлинным знанием сущности и особенностей процесса жизнедеятельности и распознаванием единичного явления и проблемных ситуаций. Обобщая различное рассмотрение диагностики в естественных, социальных и гуманитарных науках, мы выделяем следующие специфические подходы в диагностике: предметный, проблемный, ситуационный, системно-генетический.

Предметный подход в диагностике является продолжением развития естественно-научной (позитивистской) методологии, его проекцией на изучаемую социальную реальность:

- взгляд на объект изучения через призму данной науки;

- рассмотрение объекта изучения как независимо существующего от субъекта познания (деятельности), функционирующего и развивающегося по своим законам, независимо от специализации восприятия его субъектами;

- признание принципиальной возможности выявления и описания объективных свойств изучаемого объекта;

- признание принципиальной возможности воссоздать объект в концептуальных моделях и теоретических схемах;

- принятие традиционной субъективно-объективной логики познания и практической деятельности, стремление дистанцироваться от изучаемого объекта;

- стремление к максимальной строгости исходных концептуальных схем, максимальной формализации, алгоритмизации познавательных и преобразовательных процессов, ориентация на использование объективных критериев проверки исходных концептуальных схем.

Разработка эффективных средств "предметной" диагностики базируется на:

- развитии концептуальных и эмпирических модельных представлениях об изучаемой реальности;

-логическом обеспечении концепций, показателей, индикаторов;

- развитии логико-методологической и методико-процедурной стороны диагностики.

Основные недостатки "предметного подхода" в диагностике:

- принципиальная невозможность построения точных моделей изучаемого объекта любого класса;

- сложность перехода от теоретических представлений к эмпирическим показателям и индикаторам;

- сложность концептуального и эмпирического описания целостного объекта в отдельных показателях;

- сложность выбора критериев адекватности концептуальных и эмпирических построений;

- проблема перехода от умозрительных описаний к воссозданию модели практической деятельности.

Проблемный подход в диагностике

Основная сфера его применения - сфера организационно-управленческой деятельности. Теоретико-методологическая база: теории социальных организаций, теории управления, иг-ропроектирование, игромоделирование, технологии группового решения проблемных задач и т. п.

Основные исходные положения:

- признание необходимости описания объекта как актуального, включенного в конкретную деятельность;

- рассмотрение деятельности, в которую включен объект, как осознанной и направленной на целедостижение;

- рассмотрение состояния объекта в контексте проблем, возникающих у управленцев по поводу целедостижения и сведения смысла управления к преодолению возникающих проблем на пути к цели;

- антропоморфное изображение объектов организации и управления, предполагающее их рассмотрение как коллективного персонифицированного субъекта, преследующего свои цели и интересы и состоящего из группы и отдельных индивидуумов, занимающих определенные позиции;

- фактический отказ от взгляда на научно-познавательную и практически-преобразовательную деятельности как на нечто неразрешимое: перенесение акцента с прогнозирования поведения или свойств объекта на проектирование этих свойств;

- перенесение акцента в диагностике с описания объективных свойств на описание проблем, возникающих в деятельности индивида или группы;

- сведение основных проблем организации и управления к согласованию конвенциональных представлений о реальности, а также устранение проблем, возникающих на пути их достижения и выработки средств достижения целей и форм совместной деятельности;

- выделение в качестве главных в типологии проблем - проблемы организации взаимодействия и коммуникации;

- сведение смысла описания состояния объекта к выявлению проблем, возникающих у индивида, группы, организации, и определение наиболее значимых проблем, поддающихся решению с точки зрения управляющего субъекта. Специфика проблемного подхода заключается в том, что диагност не только не дистанцируется от изучаемого объекта, но и вовлекает в этот процесс ключевые фигуры организации, стараясь включать их в активные позиции. То есть объектом диагностики становятся не организации, а люди.

Ситуационный подход в диагностике.

Ключевым положением ситуационного подхода является рассмотрение процесса управления как непрерывной цели уникальных ситуаций, возникающих в процессе решения задач или достижения новых целей.

В ситуационном подходе выделяются два направления:

- практико-ситуационное (диагностика в смысле разнообразных конкретных кадровых задач);

- проблемно-ситуационное - выяв...

Другие файлы:

Психолого-акмеологическая парадигма профессионализма
Интегральные акмеологические показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий. Биологическое и социальное в психическом развитии ч...

Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков
Систематизация акцентуаций личности несовершеннолетних правонарушителей. Классификация и типы акцентуаций. Авторская методика диагностики и коррекции...

Социально-психологические методы управления
Характеристики модели личности менеджера. Взаимосвязь типологических характеристик личности и ее места в профессиональной деятельности. Диагностика ха...

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников
Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного ра...

Оценка и прогнозирование профессиональной надежности водителя транспортного средства по выраженности психодинамических свойств личности (с помощью методики "Диагностика психодинамических свойств личности" (Смирнов Б.Н.))
Проблемы оценки профессиональной надежности водителя транспортного средства. Методика "Диагностика психодинамических свойств личности". Требуемый уров...