Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Адаптация детей к школе. Особенности детей с задержкой психического развития. Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Понятие школьной дезадаптации. Основные направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Специальной психологии»

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Николаева Вероника Сергеевна

студентка 32 группы

педагогического факультета

Научный руководитель

Лауткина Светлана Владимировна

старший преподаватель кафедры психологии

Витебск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Адаптация к школе детей с трудностями в обучении обусловленными задержкой психического развития

1.1 Адаптация: понятие, виды. Адаптация к школе

1.2 Особенности детей с задержкой психического развития

1.3 Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Школьная дезадаптация

2. Организация и направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе

2.1 Направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе

2.2 Диагностическая работа с детьми ЗПР при адаптации к школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время возникает все чаще. По оценкам исследователей от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с ЗПР.

Психологическая адаптация детей с ЗПР представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников. Поэтому по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Цель исследования - исследование особенностей и проблем адаптации к школе детей с ЗПР.

Объект исследования - адаптация к школе детей.

Предмет исследования - особенности адаптации к школе детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: уровень адаптации к школе будет выше у тех детей с ЗПР, которым оказывалась коррекционно-развивающая помощь и у которых была поддержка со стороны взрослых (родителей).

Задачи:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР.

Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития

1.1 Адаптация: понятие, виды. Адаптация к школе

школьный адаптация задержка развитие

Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации. Можно выделить психическую (физиологическую, психологическую) и социальную адаптацию.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, ее можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом (А.А. Алдашева, 1984; Ф.Б. Березин, 1981; Н.Г. Колызаева). Изучением адаптации занимались такие ученые: Г.М Андреева, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, Т.В. Залевский, А.В. Карпов, В.А. Мазилов, В.В. Новиков, М.С. Роговин, Л.Н. Сошникова, Л.И. Уманский, Ж. Пиаже.

Физиологическая адаптация (или поведенческая) - совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

Социальная адаптация предполагает:

- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

- адекватную систему отношения и общения с окружающими;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствие с ролевыми ожиданиями других;

- способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

- способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-педагогическая, т. е такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Понятие «социально-психологическая адаптация» рассматривается Г.Р. Дичевым (1976), Б.Т. Гурусбековым (1981) как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка.

По мнению М.Р. Битяновой, приспособить ребенка к школе - значит приспособить его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным, неконфликтным.

Еще одна трактовка термина «адаптация» выводит на понятие «готовность к развитию». Адаптированный человек - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. «Адаптировать ребенка к школе считает М.Р. Битянова, - значит приспособить его к развитию (наряду с функционированием, конечно). Ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни. У него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие ему в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, но что гораздо важнее - у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовывать свои способности, не приходя с ней (средой) в противоречие или решая это противоречие. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребен...

Другие файлы:

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР. Дети с задержкой психического развития дош...

Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития
Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Принципы подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет с отклонениями в р...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошколь...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...