Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Агрессия и агрессивное поведение молодежи

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность агрессивного поведения среди молодежи. Причины возникновения и механизм действия агрессии. Атмосфера в семье и среди сверстников. Характерные черты агрессивности у мальчиков и девочек. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Понятия агрессия и агрессивность

2. Сущность агрессивного поведения среди молодежи

3. Причины возникновения агрессивного поведения среди молодежи

3.1 Атмосфера в семье и среди сверстников

3.2 Характерные черты агрессии у мальчиков и девочек

4. Методы борьбы агрессивного поведения среди молодежи

Выводы

Список литературы

Введение

Явление агрессии всегда привлекала внимание общества. Поэтому не случайно, что первые попытки проанализировать это явление, понять его причины были все еще в донаучный период -- в области религии. Появление в начале двадцатого века, два мощных теоретико-методологических направлений - психоанализа и бихевиоризм - вызвали два основных подхода к проблеме агрессии: врожденные свойства (учение о «танатос» З. Фрейд) и как реакция на негативные внешний раздражитель (концепция «фрустрации» Дж. Доллард и Н. Миллер).

Проблема агрессивного поведения личности почти полувека является предметом исследования в различных гуманитарных наук (психологии, биологии, социологии, экологии). Изменения в обществе, которые вызвали социальных конфликтов, рост насилия, положите явление агрессии в внимание к психологии.

Что такое проблема агрессивного поведения личности является одним из актуальных как психологических так и других гуманитарных наук (социология, криминологии) и естественных наук (медицина, биология, физиология и т.д.), вызвало появление целого ряда методологических проблем. Главным из них является существование различных определений, теорий и моделей. Значимость этого явления в наше время вызвана следующими факторами. Во-первых, сам по себе является агрессия в юности возраст уже серьезной психолого-педагогические проблемы, потому что это приводит к «экстремальным» явлений (преступное поведение и т.д.). Во-вторых, различные формы третирования человек может привести к ряду опасных последствий, начиная от академической неуспеваемости и заканчивая с появлением психологических расстройств. В-третьих появление агрессии, которая была ранее проблемой главным образом в западных обществах, в последние годы распространяется, к сожалению, в нашей стране.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность».

· Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии.

· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков.

· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения.

· Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию.

· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

1. Понятие агрессия и агрессивность

С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др. Рост агрессивности среди молодежи прежде всего связан с общей социальной напряженностью и неуравновешенностью всего общества. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают тяжкие преступления. Интерес психологов к изучению подростковой жизни высок и устойчив. Существует большое количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Однако существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков.

Для определения особенностей агрессивного поведения молодежи необходимо объяснить суть таких понятий, как “агрессия” и “агрессивность”.

Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим. В научной литературе агрессия рассматривается как:

* сильная активность, стремление к самоутверждению;

* акт враждебности, разрушения; попытка нанести вред личности или обществу;

* злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение;

* реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Можно вывести такое определение агрессии: это - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций:

* Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

* Косвенная агрессия - действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

* Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

* Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

* Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

* Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

* Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Медленное решение социальных проблем в условиях послабления командно - административной системы и демократизации общества, в свою очередь, также привели к усилению агрессивных тенденций. Проблемы, связанные с достижением цели, поставленной перед обществом в целом и перед каждым его членом в частности, возникали в обоих случаях. Во-первых, это проблемы, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей человека. Во-вторых, с удовлетворением таких социальных потребностей, как справедливость, уважение, признание заслуг, равноправие и тому подобное. В-третьих, проблема самореализации личности, реализации творческого потенциала, каждого. На пути к реализации своих целей общество и человек обязательно переживают определенный уровень агрессивности или, напротив, обнаруживают способность переносить и преодолевать трудности. Все это привело до формирования состояния агрессивности в обществе. Агрессивность, как ли...

Другие файлы:

Преодоление детской и подростковой агрессии
Сущность понятий "агрессия", "агрессивность", "агрессивное поведение". Причины проявления агрессивности. Особенности воспитанников, провоцирующих агре...

Агрессия и агрессивное поведение

Агрессивное поведение
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существованиячеловечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующи...

Агрессивное поведение человека
Понятие агрессии, современные теории, объясняющие агрессивное поведение. Влияние кризиса на рост агрессии в обществе. Условия формирования агрессивнос...

Агрессивное поведение старших дошкольников
Психологические особенности дошкольного возраста. Ролевая игра как ведущий вид деятельности. Развитие творчества, мышления и памяти. Психологические о...