Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

К психологии сострадания и сорадования

Тип: Реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить

Гуманное отношение к сверстнику у детей может проявляться в различных формах действенного сопереживания: это сопереживание как сострадание в ситуации его наказания и сопереживание как сорадование в ситуации его награды. Надо отметить, что этим двум формам гуманного отношения в научной литературе уделялось несправедливо неодинаковое внимание. Если "страдательность человеческого существования" (С.Л. Рубинштейн) оказалась предметом рассмотрения подавляющего большинства философских и этических исследований, а также психологических работ в области гуманного (просоциального) поведения — это исследования эмпатии, кооперативности как helping behavior (помогающего поведения) и альтруизма, — то анализ форм содействия чужой радости не занимал внимания исследователей.

Достаточно бегло ознакомиться с работами по детской психологии по моральному развитию ребенка, чтобы убедиться в этом. Например, определяя эмпатию как "способность отзываться на переживания другого"[см. Гаврилова, 1975], авторы оставляли за собой право экспериментально исследовать лишь реакции ребенка на неблагополучие, дистресс. дискомфорт, неуспех объекта восприятия (воображаемого или реального человека, животного, куклу). При этом реакции исследовались сами по себе, а не их причины, не мотивы, их побуждающие.

Такой крен исследований гуманного, просоциального поведения в "сострадательную" сторону был обусловлен несколькими обстоятельствами: во-первых, влияниями традиции исследований в этом направлении; во-вторых, более ясной и более детально исследованной феноменологией дистресса (неблагополучия); в-третьих, чисто практическими соображениями простоты создания подобных экспериментальных ситуаций; в-четвертых, необходимостью сострадания, с точки зрения его целесообразности, и как бы "ненужностью", избыточностью" сорадования и сорадости.

Другие файлы:

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки
Определение форм (эмоциональная, когнитивная) эмпатии. Анализ специфики проявления (смещение в сторону сопереживания) сострадания у школьников с целью...

Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко ранимым, социально не ад...

Методика преподавания психологии
Основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов. Подготовка преподавателей психологии. Знания, умения, способности и личностные каче...

Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии
Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение чет...

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, з...