К проблеме самостоятельной работы студента в учебном процессе
Современные тенденции реформирования высшего образования в России заставляют пересматривать подходы к его организации. В процессе подготовки специалистов в вузе особое место должна занимать самостоятельная работа студентов. Студент как центральное звено всего процесса должен стать инициатором своего саморазвития.
В современном особенно быстро меняющемся обществе человек уже не может научиться один раз и на всю жизнь. Какими бы глубокими и разносторонними ни были его знания, уже через десять лет они могут потерять свою актуальность. Единственным возможным способом преодоления данного кризиса компетентности может и должно стать самообразование — как форма СР по саморазвитию и самосовершенствованию, направленная на приобретение новых актуальных знаний. Именно в стенах вуза, на наш взгляд, студент должен овладеть способностью к саморазвитию и самообучению.
Говорят, что если дать голодному рыбу, то это не даст ему умереть с голоду один день. Но если его научить ловить рыбу самостоятельно, то это позволит ему оставаться сытым на протяжении всей жизни. Так и в образовании — наша задача не наполнить «пустой сосуд» знаниями, а научить студентов добывать их самостоятельно по мере возникновения жизненной необходимости.
Однако, несмотря на осознание важности и необходимости увеличения доли СР в учебном процессе, в практике обучения мы постоянно сталкиваемся со многими препятствиями. Сложность проблемы заключается в необходимости оптимизации сочетания времени на лекционные занятия и на выполнение СР по различным дисциплинам. Сейчас это редко превышает соотношение 1:1, в то время как в европейских странах Болонского процесса и в США отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени СР студентов в примерном соотношении 1:3. Именно такое трехкратное превышение СР студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается наиболее эффективным для улучшения качества подготовки специалистов.
Самосовершенствование студента
В учебном пособии раскрывается проблема самосовершенствования личности современного студента. Представлены формы, методы и приёмы самовоспитания, учен...
Организация самостоятельной работы студентов
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. О мотивации самостоятельной работы студентов. Организация и формы самостоятельной ра...
Формы самостоятельной работы студента
Основные принципы организации самостоятельной работы студентов ВУЗа. Формы проведения практических занятий. Ориентация учебного процесса на самостоят...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Мотивации самостоятельной работы студентов, ее организация и формы. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы, ее планирование. Орган...
Формирование у учеников ответственного отношения к учебе в процессе самостоятельной работы
Сущность самостоятельной работы. Особенности и классификация самостоятельных работ учеников по химии. Самостоятельная работа учеников в технологии про...