Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах

Тип: Статья
Категория: Психология
Скачать
Купить

В последнее время проблема сенситивных и связанных с ними критических периодов развития неоднократно оказывалась в центре внимания специалистов самого разного профиля.

Данная проблема имеет междисциплинарный характер и открывает реальные перспективы как для интеграции разных отраслей знания о человеке, так и для комплексного изучения человека в рамках одной науки.

В доступной нам литературе толкование понятий "сенситивные периоды" и "критические периоды" является очень неоднозначным. Одни исследователи используют термин "критические периоды" для обозначения периодов, особо благоприятных для развития той или иной функции [13,21], другие тот же термин традиционно употребляют для характеристики "трудных", переходных периодов в жизни человека, характеризующихся дисгармоничностью и наличием, наряду с позитивными, негативных проявлений [11,16,18,20]. Значительно реже используется термин "кризисы", "возрастные кризисы" [11,19].

В чем причина отсутствия четких разграничительных линий между этими понятиями и подмены одного термина другим - в отсутствии сложившейся терминологии или в противоречивости самого явления? Так или иначе этот вопрос не является лишь спором о дефинициях, а требует углубления в суть явления.

Факты, накопленные в настоящее время в разных областях знания о человеке, дают возможность внести некоторую ясность в рассматриваемую проблему. Рассмотрим различные точки зрения, изложенные в доступной нам литературе.

В 1897 г. русский ученый П.И. Броунов описал закономерность чередования периодов стойкости к внешним воздействиям и периодов повышения чувствительности и назвал последние "критическими периодами" [5]. Развитие представлений о сенситивных периодах за рубежом связано с именами К. Лоренца и Ц. Стоккарда. Согласно данным Ц. Стоккарда, в эмбриональном развитии животных и человека есть периоды бурного рости и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. Если по каким-либо причинам происходило блокирование механизмов нормального развития, это вело к его замедлению; если же имело место повреждающее воздействие факторов среды, наблюдался тератогенный эффект в развитии тех или иных органов [6].

Другие файлы:

Косморитмы в истории США, или когда начнется кризис?
В настоящей книге кратко изложена история США и показано, что между датами важных политических и экономических событий истории Соединенных Штатов прош...

Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях
Проблема этапности развития физических качеств человека имеет не только фундаментальное научно-теоретическое значение в плане изучения онтогенетически...

Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях.
Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 315 с. В справочнике представлен спектр кризисных ситуаций в жизни человека, детально рассмотрены причины их воз...

Патология внутриутробного развития
Тератогенные факторы, их роль в развитии врожденных болезней. Понятие о критических периодах эмбрионального развития, их значение в патологии эмбриона...

Экзистенциализм - философия существования
Основные причины становления и развития экзистенциализма. Проблема осмысления критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человек в период же...