Интеллектуальные и коммуникативные способности
Категория способностей относится к основным категориям психологии. В настоящее время, благодаря трудам Б.Г. Анохина, Т.А. Голубовой, Н.А. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубенштейна, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина и др., проблему способностей можно отнести к числу наиболее подробно исследованных в психологии []. Но, с другой стороны, проблема способностей является одной из наиболее противоречивых в дифференциальной психологии.
Но, несмотря на обширные экспериментальные данные, в современной науке тема взаимосвязи интеллекта и особенностей личности, в том числе и коммуникативных способностей, мало разработана, данные, полученные разными исследователями, зачастую противоположны.
Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи развития интеллектуальных и коммуникативных способностей старшеклассников.
«Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [с.35]. Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Б. М. Теплов [] выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Коммуникативная деятельность педагога
Связь общения и деятельности. Стороны межличностного взаимодействия педагога с учащимися. Коммуникативные особенности личности: качества, способности,...
Спасатели приходят на помощь. (Альбом заданий. Блоки Дьенеша)
Это третий альбом из серии " Игры с блоками Дьенеша". Как и все игры этой серии, они развивают интеллектуальные способности у детей: логическое мышлен...
Психологические особенности способностей. Методика развития творческих способностей младших школьников
Способности, как индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, этапы их формирования. Сенсомоторные, перцептивные, мнемонические,...
Логическая азбука для детей 4—6 лет
В настоящем сборнике представлены логические задачи для детей дошкольного возраста, развивающие умственные способности и обеспечивающие высокий уровен...
Развиваем способности к обучению
Описание: Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Это возможно, если при подготовке вы сумеете развить у ребенка интеллектуальные с...