Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Две парадигмы в исследовании детского развития

Тип: Реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить

"Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется", писал Л.С. Выготский [2, т. 1; 310]. Подведение итогов, как правило, происходит в особые моменты истории. Конец тысячелетия ознаменован столетними юбилеями двух выдающихся психологов XX в. Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, ученых разного мировоззрения, представителей разных национальных культур, разных общественных систем, создавших авторитетные научные школы, между которыми не кончаются дискуссии относительно путей и внутренних механизмов детского развития.

Столкновение мнений в этих дискуссиях, которые можно назвать неоконченными, определяется двумя различными парадигмами, выявленными и уточненными благодаря анализу наиболее представительных концепций как западной, так и отечественной психологии. Каждая из них прошла длительный путь развития.

Известно, что в первые десятилетия XX в. психология в целом и ее составная часть детская психология переживала глубокий кризис. По словам В. Джемса, психология была не наукой, а всего лишь "надеждой на науку". Это был кризис предмета, метода и интерпретации фактов, вызванный противоречием между научными изысканиями и требованиями практики. Для выхода из этого кризиса требовалась разработка новой общей науки, соответствующей историческим условиям и логике развития самой науки психологии.

Л.С. Выготский почувствовал особенно остро, что возможность существования психологии как науки связана прежде всего с решением методологической проблемы. Исследуя причины кризиса в психологии, он обнаружил во всех современных ему концепциях развития психики ошибочный, по его мнению, подход, который он назвал "натуралистическим", "биологизаторским", пытающимся "выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка". Этому подходу он противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития. Так возникла новая научная парадигма.

Другие файлы:

Диагностика уровня творческого развития участников коллектива современной хореографии
Педагогическая система методов исследования в условиях детского коллектива. Диагностика и методика ее осуществления. Общая характеристика детского хор...

Этапы развития детского мышления
Описаны методы исследования детского мышления, условия его нормального развития, обобщен опыт изучения детского мышления зарубежными психологами....

Методы и формы развития творческих умений и навыков на занятиях по конструированию
Психологические особенности детского творчества. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Различные формы организации обучения, направленные на пр...

Зарубежные направления в теории и методике развития детского изобразительного творчества
Теории развития детского изобразительного творчества в конце XIX-ХХ вв. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа. Возр...

Когнитивные парадигмы пространства культуры
Характеристика понятия "когнитивные парадигмы" - теорий о знании, которые включают в себя житейские знания, мистические верования, рациональную форму...