Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

Тип: Статья
Категория: Психология
Скачать
Купить

Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л.С. Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.С.Мухиной и др.

Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С. Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.

Другие файлы:

Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников
Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема. Возрастные особенности нравственного развития детей. Телевидение как один из факторов фор...

Возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников
Факторы развития нравственной сферы. Возрастные особенности дошкольников. Методы формирования у детей дошкольного возраста представлений о нравственны...

Значение иллюстрации для восприятия ребенком содержания книги
Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста. Стадии развития восприятия художественного произведения. Особенности восп...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки
Современные методические принципы и подходы к вопросам духовно-нравственного становления человека. Организация духовно-нравственного воспитания средст...

Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста
Проблема восприятия в психологии. Психологические особенности детей школьного возраста. Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивиду...