Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности
Юношеский возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, различными переживаниями, конфликтностью, противоречивостью, так как именно в этот жизненный период, по словам Эриксона, центральным психологическим процессом является формирование личностной идентичности (Э. Эриксон, 1996). Опираясь на исследования зарубежных ( Дж. Марсиа, Д. Сьюпер, А. Уотерман и С. Уотерман, Р. Хейвигхерст и др.) и отечественных психологов (М.А. Бендюков, А.Г. Грецов и А.А.
Азбель, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, И.П. Соломин), можно сказать что, для современных юношей и девушек наиболее актуальной является проблема выбора будущей профессии. В связи с этим, в данной работе мы попытались исследовать проблему формирования статусов профессиональной идентичности (ПИ) и её взаимосвязь с психологическими проблемами старшеклассников.
Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе.
2. У старшеклассников (10-11 класс), обучающихся в классах разной профильной направленности, существуют гендерно-возрастные различия во взаимосвязях между статусом ПИ и психосоциальными проблемами.
Проблема самоопределения старших школьников в современных условиях
Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценно...
Генезис профессиональной идентичности
Понятие идентичности как самореферентности, переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств. Специфика профессиональной иден...
Гендерные особенности профессиональной идентичности военнослужащих
Определение понятия "идентичность" в области социальной психологии. Подходы к проблематике статуса военнослужащего и профессиональной идентичности. Эм...
Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
Ценностные ориентации юношеского возраста. Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников. Взг...
Профессиональная ориентация старшеклассников
Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Организация опытно-эксп...