Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование в психологии: методы и планирование.

Гудвин Д.
Тип: pdf / zip
Категория: Психология
Скачать
Купить
3-е изд. - СПб.: 2004. -
558 с. (Серия "Мастера психологии")

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет
собой учебник, включающий материалы курса экспериментальной психологии. Книга
состоит из 12 глав, эпилога и нескольких полезных приложений. От других книг
подобного рода это издание выгодно отличает ряд особенностей, связанных с
организацией и подачей материала, облегчающих студентам изучение данной
дисциплины. Каждая глава открывается кратким обзором и постановкой учебных задач
и завершается обобщением важной информации, проверочными заданиями и
упражнениями.

Книга предназначена для студентов и преподавателей
психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами
психологического исследования.

              Оглавление
Предисловие 15
Философия книги 15
Организация материала 15
Изменения в третьем издании 17
Педагогические цели 18
Благодарности 18
Глава 1. Научное мышление в психологии 20
Обзор задач главы 20
Зачем нужен этот курс? 21
Способы познания 24
Упорство 24
Авторитет 25
Рассуждение и логика 25
Опыт 26
Способы познания и наука 27
Особенности научного мышления в психологии 28
Детерминизм 28
Объективность 29
Информационный подход 31
Эмпирические вопросы 33
Психологическая наука и псевдонаука 33
Как распознать псевдонауку? 34
Задачи исследований в психологии 42
Описание поведения 42
Прогнозирование поведения 42
Объяснение поведения 42
Управление поведением 43
Страсть к исследованию (часть 1) 43
Элеанор Гибсон 44
Б. Ф. Скиннер 46
Резюме 47
Зачем нужен этот курс? 47
Пути познания 47
Особенности научного типа мышления в психологии 47
Психологическая наука и псевдонаука 48
Задачи психологии 48
Страсть к исследованию 48
Задания для повторения 48
Выбор ответа 48
Короткие эссе 49
Упражнения 50
Упражнение 1.1. Эмпирические вопросы 50
Упражнение 1.2. Критическое обдумывание поговорок 50
Упражнение 1.3. Формирование строгих убеждений 51
Упражнение 1.4. Графология 51
Глава 2. Этика психологических исследований 52
Обзор задач главы 52
Разработка этического кодекса АРА 54
Этические принципы исследований с участием людей 57
Планирование исследований 57
Проверка добровольности участия испытуемых 61
Правильное обращение с испытуемыми 70
Этические основы исследований с участием животных 73
Вопрос о правах животных 74
Использование животных в психологических исследованиях 75
Кодекс АРА для исследований с использованием животных 79
Научное мошенничество 81
Фальсификация данных 82
Резюме 85
Разработка этического кодекса АРА 85
Этические основы исследований с участием людей 85
Этические основы исследований с использованием животных 85
Научное мошенничество 86
Задания для повторения 86
Выбор ответа 86
Короткие эссе 87
Упражнения 88
Упражнение 2.1. Научное мышление и мистификация 88
Упражнение 2.2. Обнаружение этических проблем 88
Упражнение 2.3. Изучение подчинения авторитету 89
Упражнение 2.4. Стремление избежать плагиата 89
Глава 3. Разработка идей для психологических исследований 90
Обзор задач главы 90
Виды психологических исследований 91
Фундаментальные и прикладные исследования 91
Условия проведения: лабораторные и полевые исследования 93
Количественные и качественные исследования 97
Постановка эмпирических вопросов 98
Операциональные определения 99
Разработка исследования на основе целенаправленного и случайного наблюдения поведения 100
Разработка исследований на основе теорий 102
Определение теории 102
Взаимосвязь теории и фактов 106
Отличительные черты хороших теорий 109
Разработка исследований на основе
других исследований 113
Исследовательские группы и вопрос «что дальше?» 114
Повторение и дополнение 115
Креативное мышление в науке 116
Обзор литературы 119
Поиск в компьютерных базах данных 120.
Резюме 124
Разновидности психологических исследований 124
Постановка эмпирических вопросов 124
Разработка исследований на основе наблюдения 124
Разработка исследований на основе теорий :. 124
Разработка исследований на основе других исследований 125
Креативное мышление в науке 125
Обзор литературы 125
Задания для повторения 123
Выбор ответа • 125
Короткие эссе 126
Упражнения 1 2 7 -
Упражнение 3.1. Что дальше? 127
Упражнение 3.2. Выработка операциональных определений 127
Упражнение 3.3. Искажение по подтверждению 127
Упражнение 3.4. Поиск в базе данных PsycINFO 127
Глава 4. Измерения, выборка и обработка данных 128
Обзор задач главы 129
Что измерять: разнообразие поведенческих актов 130
Разработка измерений на основе конструктов 131
Оценочные измерения 134
Надежность 136
Валидность 138
Надежность и валидность 140
Виды шкал измерений 141
Номинальная шкала 141
Порядковая шкала 142
Интервальная шкала 143
Шкала отношений 143
«Кого» измерять: выборки 14'
Вероятностная выборка 143
Простая выборка 149
Статистический анализ 150
Описательная статистика и статистика вывода 151
Проверка гипотезы 161
Резюме 166
Что измерять: разнообразие поведенческих актов 166
Оценочные измерения 166
Виды шкал измерений 166
«Кого» измерять: выборки 167
Статистический анализ 167
Задания для повторения 167
Выбор ответа 167
Короткие эссе 168
Упражнения 169
Упражнение 4.1. Выборки 169
Упражнение 4.2. Шкалы измерений 169
Упражнение 4.3. H0, Н1, ошибки 1-го и 2-го рода 170
Упражнение 4 4. Описательная статистика 170
Упражнение 4.5. Статистика вывода 170
Глава 5. Введение в экспериментальные исследования 171
Обзор задач главы 171
Основные черты экспериментальных исследований 172
Способы задания независимых переменных 173
Контроль за внешними переменными 175
Измерение зависимых переменных 177
Управляемые и субъективные переменные 178
Как делать выводы, если используются субъективные переменные? 180
Валидность экспериментальных исследований 183
Валидность статистических выводов 184
Конструктная валидность 184
Внешняя валидность 185
Внутренняя валидность 190
Угроза для внутренней валидности 190
Предварительное и заключительное тестирование 190
Проблемы, связанные с участниками 195
Резюме 198
Основные черты экспериментальных исследований 198
Управляемые и субъективные переменные 199
Валидность экспериментальных исследований 199
Угроза для внутренней валидности 199
Задания для повторения 199
Выбор ответа 199
Короткие эссе 201
Упражнения 201
Упражнение 5.1. Выявление переменных 201
Упражнение 5.2. Обнаружение осложнителя (осложнителей) 202
Упражнение 5.3. Операциональные определения 203
Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях ... 205
Обзор задач главы 205
Межсубъектные планы 206
Проблема создания эквивалентных групп 208
Случайное распределение 208
Уравнивание 210
Внутрисубъектные планы 214
Проблема контроля за эффектом последовательности 218
Однократное исследование при каждом наборе условий 218
Многократное исследование при каждом наборе условий 221
Проблемы процедуры позиционного уравнивания 224
Проблемы контроля в исследованиях по психологии развития 226
Проблемы искажения 227
Искажение, вызываемое экспериментатором 229
Искажение, вносимое испытуемыми 232
Резюме 237
Межсубъектные планы 237
Проблема создания эквивалентных групп 237
Внутрисубъектные планы 237
Проблема контроля за эффектом последовательности 237
Проблемы контроля в исследованиях развития 238
Проблемы искажения 238
Задания для повторения 238
Выбор ответа 238
Короткие эссе 239
Упражнения 240
Упражнение 6.1. Межсубъектные или внутрисубъектные планы?
Упражнение 6.2. Построение правильного латинского квадрата 240
Упражнение 6.3. Использование блоковой рандомизации 241
Упражнение 6.4. Случайное распределение и уравнивание 241
Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы 242
Обзор задач главы 242
Один фактор — два уровня 243
Межсубъектные однофакторные планы 245
Внутрисубъектные однофакторные планы 248
Анализ однофакторных двухуровневых планов 251
Планы с контрольными группами 252
Контрольные группы плацебо 252
Контрольные группы листа ожидания 253
Эквивалентные контрольные группы 257
Один фактор — более двух уровней 258
Межсубъектные многоуровневые планы 259
Внутрисубъектные многоуровневые планы 263
Представление данных 265
Анализ однофакторного многоуровневого плана 268
Резюме 269
Один фактор — два уровня 269
Планы с контрольными группами 270
Один фактор — более двух уровней 270
Задания для повторения 270
Выбор ответа 270
Короткие эссе 271
Упражнения 272
Упражнение 7.1. Определения вида экспериментального плана 272
Упражнение 7.2. Результаты 272
Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы 274
Обзор задач главы 274
Основы факторных планов 275
Обозначение факторных планов 275
Результаты: основной эффект и взаимодействие 277
Основной эффект 277
Сочетание основного эффекта и взаимодействия 284
Виды факторных планов 290
Смешанные факторные планы 293 Факторные планы с субъективными и...
Другие файлы:

Использование математической логики в психологии
Методологические проблемы использования математики в психологии. Психологические шкалы и измерения. Планирование эксперимента, обработка экспериментал...

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, з...

Предмет и система юридической психологии
Юридическая психология как отрасль психологии. Предмет, методы и задачи юридической психологии. Психологическое исследование проблем правоохранительно...

Внутрифирменное планирование и управление
Планирование производственной программы предприятия в условиях рынка. Методы расчета себестоимости и цены изготовления новой или модернизации действую...

Основные методы сбора данных в психологии
Книга посвящена основным методам сбора данных, используемым в психологии: методу наблюдения, методу самонаблюдения, методу опроса, методу беседы, мето...