Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования
Профессиограмма педагога дополнительного образования.Наименование профессии: педагог дополнительного образования. Организация: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образованияназначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы.Доминирующий способ мышления: адаптация – координацияПрофессиональная область: педагогика, культураПо классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образДоминирующий интерес: социальныйДополнительный интерес: артистическийУсловия труда:В помещении, мобильныйналичие рабочего места, класса для проведения занятийналичие залов для проведения различных мероприятийПедагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:психофизиологические:- высокая вовлеченность и сосредоточенность- физическа нагрузка- высокая эмоциональная нагрузкасоциально-психологические- ответственность за жизнь детей Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:социально-психологических механизмов взаимодействия людей;принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;о природо-, культуро- и социосообразности;индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный). Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:умение проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;умение взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;умение анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием;умение осознанного использования технологий обучения и развития человека.Функциональные обязанности:Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельностьОбеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованностиВыявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностейПоддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитииОказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенцииОрганизует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступленияхУчаствует в деятельности педагогических советов и другой методической работыСоблюдает правила внутреннего распорядкаСамостоятельно занимается повышением профессионального мастерстваКритерии успешности:Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастомОткрытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешныеОбщий психологический комфорт в коллективеСоставление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работУровень руководства:Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы. ПсихограммаВ соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:Педагогическое мышлениеПедагогическая рефлексияПедагогическая наблюдательностьПедагогическая эрудицияКогнитивные качества модальности:зрительная – 4слуховая-4тактильная-4обоняние-2вкус-3Вниманиеустойчивость-4концентрация-4переключение-5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)распределение-4
|