Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности общения у старшеклассников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованию РФГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кафедра Молодежной политикиКурсовая работа Психологические особенности общения у старшеклассниковТула, 2010СодержаниеВведениеОбщение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей деятельности организатора работы с молодежью.Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности старшеклассника. Значения процесса общения в формировании личности в юношеском возрасте весьма существенно. Это время весьма значительно для формирования основных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому исследование особенностей общения в старшем школьном возрасте является актуальной темой для изучения. Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение юношеском возрасте с точки зрения социально - психологического явления. Левин отмечал, что в этом возрасте происходит расширение жизненного мира юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых он ориентируется. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) и психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для старших школьников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.При некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности, признание общения как вида деятельности в ранней юности. Изучение данных теоретических положений позволяет выделить следующую гипотезу: выявление особенностей общения старшеклассников позволит разработать программу организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников.Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно определить цель, объект, предмет исследования курсовой работы. Цель: изучение особенностей общения старших школьников, разработка программы организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников.Объект: процесс общения в старшем школьном возрасте.Предмет: психологические особенности общения в старшем школьном возрасте.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряда задач исследования:
  • Анализ литературы по проблеме психологических особенностей общения у старшеклассников.
  • Изучить представления современных подростков и старших школьников о значимости общения.
  • Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и подобрать необходимые упражнения для оптимизации общения у старшеклассников.
  • Выявить психологические особенности общения старшеклассников.
  • В исследовании были использованы следующие методы:
  • теоретические: анализ литературы по поставленному вопросу;
  • эмпирические: анкетирование, методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.
  • Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №15 г. Новомосковска Тульской области, среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 38 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе организатора работы с молодежью, практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста
  • Возрастной портрет старшеклассника
  • Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании и...
    Другие файлы:

    Исследование ценностных ориентаций старшеклассников
    Психологические особенности трудового воспитания личности старшеклассников. Становление экономической компетентности у старших школьников. Исследовани...

    Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте
    Психологические особенности старшеклассников. Специфика профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Характерологические особенности личнос...

    Особенности общения в Интернете
    Интернет - способ межкультурной коммуникации. Способы общения в Интернете. Психологические особенности Интернет – общения. Практические материалы Инте...

    Социализация старшеклассников
    Социально–философские, психологические и педагогические проблемы социализации старшеклассников. Актуальность поликультурного образования в Дагестане,...

    Психологические трудности общения осужденных женщин с комплексом недостаточности
    Психологические подходы к изучению затруднённого общения. Феномен комплекса недостаточности. Психологические особенности осужденных женщин. Организаци...