Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологический аспект в истории отечественной профориентации

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮКурганский государственный университетКафедра: ПРиВПТема : Психологический аспект в истории отечественной профориентации.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАДисциплина Профдиагностика и профконсультированиеВыполнила студентка Пеньковская Т.И.Группа ПСЗ – 652зСпециальность ПсихологияПроверила Мальцева Лариса ВалентиновнаСодержание: Вопрос 1. Психологический аспект в истории отечественной профориентации.----- 3-15Список литературы------------------------------------------------------------------- 16Вопрос 1. Психологический аспект в истории отечественной профориентации.Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному порядку). Сама проблема свободы порождает перед людьми значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свои выборы. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы. Чем больше в нашем обществе реальной свободы, тем в большей степени в обществе развита профориентация. Становление системы профессиональной ориентации в России имело свои особенности. Император Петр 1 принуждал дворян отдавать своих детей в учение разным полезным занятиям. Вышел "Указ об отрешении дураков от наследства" (., апреля, 6 дня), который предписывал свидетельствовать детей (своего рода диагностика). "И буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж не допускать".В 18 в. Н. Татищев в труде "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ" дает обзорную классификацию профессий ("наук"). При этом характеризуются не только полезные, но и "тщетные" (астрология, хиромантия, физиогномика) и вредительские (колдунство, волхование, ворожба).Татищеву принадлежит идея трудовых проб. Он предлагал "разделяя время, по одному часу хотя и всякий день с переменами, так, чтобы некоторые приходили в ту или иную науку по полудни, а в другие после полудни… А кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке боле времени допустить, а в другом убавить или весьма оставить" (инструкция "О порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах"). Рассмотрим, как развивалось профориентационное направление в России далее. Вопросы профориентации в России стали предметом изучения ещё до Первой Мировой войны. Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. Но государственный статус, подобные службы приобрели только в годы Первой мировой войны. Уже в известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичные варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. Профориентационную работу начали сотрудники Педагогического Музея Московского учительского дома. Среди публикаций этого периода можно отметить статью Е. Чернолусской «Помощь окончившим школу в выборе профессии», опубликованную в 1914 году в журнале «Вестник воспитания». Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»…). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии. В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен), создавалась социально-экономическая база для развития страны, но известно также, что в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись сильнейшие проблемы. Например, более чем у 40% призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено около 3 млн. человек, не согласных со столыпинскими реформами. Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод, профориентации в России еще не было, но социально-экономические, психолого-педаг...
Другие файлы:

Профориентация старших школьников
История становления профориентации. Теория профориентации. Методология профориентации. Профессиональное просвещение. Изучение школьников в целях профо...

Психологические аспекты профессиональной ориентации
Понятие профориентации в психологии, комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии и самоопределении школьников. Профориентация с точки зрения...

Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации
История становления профориентации. Теория профориентации. Методология профориентации. Основы организации и планирования профориентационной работы. Пр...

Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях
Сущность, содержание, принципы профориентации подростков. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Анализ опыта работы по профорие...

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной литературе и истории)