Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Доверительное общение

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
2.3. Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержкеПотребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении. Поэтому на них мы остановимся подробнее. Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование. Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сближении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении. Если же человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретного человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и милосердии. 2.3.1. АффилиацияЧеловеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятие "аффилиация". 35Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: "Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе" (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 289). Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы они не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны. Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний. Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции - стремление к сближению, надежду на аффилиацию (НА) и страх, боязнь отвержения (БО). Исследователь и психотерапевт Л. Горовиц выделяет два типа поведения, которые лежат в основе любых межличностных отношений: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, - действия типа С (сближение); и поведение, ориентированное на удаление от другого, - действия типа О (отвержение). Поведение типа С имеет место, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию, близости и в конечном счете к любви. Действия типа О манифестируют разногласия, недоверие, отстраненность и враждебность. Поведение типа О воздвигает барьеры, которые другим надо преодолеть, чтобы добиться проявлений типа С. Некоторые люди могут бессознательно подавать двусмысленные сигналы типа: "Ты мне очень нужен, уходи прочь" , "Я могу и отказать, но ты все же обратись ко мне", "Ты должен мне звонить, мое право не брать трубку" и т. п. (по: Хекхаузен, 1986). Аффилиативное общение имеет свои поведенческие проявления (они упорядочены с помощью факторного анализа и выделены по аудиовизуальной записи А. Мехрабяном в 1971 г.) (по: Хекхаузен, 1986):
  • общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);
  • длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;
  • дружелюбное выражение лица;
  • громкость и скорость речи;
  • количество жестов, кивков, словесных согласий;
  • отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса, расстояние до партнера).
  • Мотив аффилиации находится в сложных отношениях с мотивом достижения. Известен эксперимент, наглядно показывающий это противоречие. Для решения определенной непростой задачи человеку предлагалось взять себе в помощники партнера - либо друга, слабо разбиравшегося в проблеме, либо заведомо неприятного, но сведущего человека. Сделанный выбор свидетельствовал о том, какой мотив у данного 36человека является ведущим, что для него важнее - сохранить дружеские отношения (поскольку выполнение задачи было и престижным, и оплачиваемым) или добиться результата. Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя таким образом свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта. 37Страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. При анализе составляющих мотива достижения - надежды на успех и боязни неудачи - выявляется другая тенденция: наличие боязни неудачи существенно снижает надежду на успех. Аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, впервые встреченными людьми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми. Об этом свидетельствуют результаты исследования аффилиации в студенческом возрасте (см. врезку). 2.3.2. Альтруизм, помогающее поведениеАльтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим обнаруживается уже у трехлетних детей. Помогающее поведение рассматривается как проявление ответственности. Одним из первых в нашей стране к проблемам альтруизма, милосердия, помощи обратился К. Муздыбаев. В своей книге "Психология ответственности" (Муздыбаев, 1983) он рассматривает две формы ответственного поведения - заступничество и отзывчивость, иллюстрируя конкретный экспериментальный материал примерами бескорыстия и милосердия, которое люди так часто проявляют в экстремальных ситуациях, на фронте и т. д.. Помогающее поведение может исходить как из бескорыстных, безусловных мотивов, так и эгоистических побуждений. Психологи (М. Снайдер и др., 1993; Snyder, 1984) в результате исследований выделили 6 причин помогающего поведения, которые можно назвать замаскированным эгоизмом:
  • знание (желание научиться чему-либо, лучше понимать других);
  • карьера (новые связи, расширение перспектив получения работы);
  • социальная приспособляемость (добиться одобрения в рамках группы);
  • уменьшение чувства вины и избавление от личных проблем;
  • увеличение уважения, собственного достоинства;
  • выражение ценностей (забота о других как общечеловеческая ценность).
  • Источником подлинного альтруизма является эмпатия, но с определенными ограничениями. Например, Шоу и др. (1994) показали: "Чувствуя, что эмпатия пробуждает альтруизм, люди порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы была возможность уйти от чрезмерного включения в них". Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией (по: Майерс, 1997). На альтруистическое поведение влияют ситуация и черты личности. 38...
    Другие файлы:

    Общение как творчество, творчество как общение
    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Характеристика его видов. Сущест...

    Доверительное управление имуществом 5

    Доверительное управление имуществом 2

    Доверительное управление имуществом клиентов в кредитной организации

    Деловое общение: Электронное учебное пособие
    Содержание:- Общение как социально-психологический феномен. Деловое общение- Психология личности и практика делового общения- Восприятие и понимание в...