Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ПРОГРАММАЭКСПЕРИМЕНТАТема: «Развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»АктуальностьПроблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.Доказано, что формирование гендерного самосознания у детей происходит в период дошкольного детства. Человек формируется под воздействием двух факторов: заложенных природой задатков и средой проживания и воспитания. В первую очередь ответственность за воспитание будущих мужчин или будущих женщин лежит на семье. Ребенок, наблюдая гармоничные отношения в семье, вырастит самим собой: мальчик сумеет стать мужчиной, а девочка – женщиной. Но на сегодняшний день существует рад проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей. Во-первых социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Во-вторых родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.В третьих не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.В четвертых большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошкольник проводит в детском саду. И таким образом именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации.На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в условиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что безусловно будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания.Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален и требует всесторонней разработки и реализации на практике. Однако, к сожалению, пока в «Программе воспитания и обучения в детском саду» нет места дифференцированному подходу даже в разделе «Физическое воспитание». Некоторые педагоги лишь интуитивно реализуют такой подход, акцентируя внимание мальчиков на том, что они должны помогать девочкам, уступать им, не обижать, заступаться за них и т.п. Замысел экспериментаПроведенный опрос родителей и педагогов показал недостаточность теоретических знаний о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, поэтому необходимо разработать и апробировать модель развития компетентности педагога в реализации гендерного подхода к воспитанию дошкольников. Гендерная компетентность позволит воспитателю нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования, осуществлять дифференцированный подход к организации основных видов детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной), формировать полоролевую социализацию, со знанием дела рассказывать родителям об особенностях воспитания детей разного пола. Затем необходимо создать условия для осуществления дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом их гендерной роли для развития детей в детском саду. Главным условием для реализации на практике работы по развитию правильного и адекватного гендерного самосознания у детей является также сотрудничество воспитателей, психолога и родителей в работе с детьми группы специального сопровождения (единственный ребенок в семье; ребенок из неполной семьи; дошкольник, имеющий отклонения в полоролевом развитии)Цель: Создание единого гендерного пространства взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей в различных видах деятельности.Задачи:
  • Создание предметно-игровой среды, отвечающей гендерным психофизиологическим особенностям детей.
  • Применение гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанной с обучением и воспитанием мальчиков и девочек.
  • Формирование опыта взаимодействия во всех видах деятельности между мальчиками и девочками с ориентацией на представления детей о гендерных особенностях поведения в детском саду и дома.
  • Организация просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их гендерной идентичности.
  • ГипотезаЕсли осуществлять дифференцированный подход в воспитании и обучении детей с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада, а также и в семье, то у детей сформируется адекватное, правильное гендерное самосознание, которое будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, для подготовки ребенка к выполнению соответственно ее полу социальных ролей в будущем, и в первую очередь семейных ролей, т. е. будет способствовать осмысленной реализации на практике идеи всестороннего гармоничного развития нового человека.Объект исследования: гендерное воспитание детейПредмет исследования: дифференцированный подход с учетом половых различий детейМетоды и конкретные методики исследования:
  • Наблюдение;
  • Создание развивающей среды;
  • Дифференцированный подход;
  • Использование схем;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Создание игровой ситуации;
  • Анализ;
  • Тестирование, опрос;
  • Тематические творческие задания
  • Состав участников эксперимента:Группа разработчиков:
    Другие файлы:

    Развитие лексического строя речи в разных видах деятельности детей дошкольного возраста
    Задачи, содержание и методы словарной работы в детском саду. Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей дошкольного возраста....

    Психолого-педагогические условия формирования предпосылок этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста
    Формирование предпосылок этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной психолого-педагогической деятельности....

    Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр
    Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Понятие, структура и роль сенсорного воспитания. Методика и...

    Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов
    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего д...

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
    Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных п...