Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изменения личности в стрессовой ситуации

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, в условиях интенсификации объемов получаемой информации наблюдается рост нервно-психической напряженности во всех сферах деятельности человека, что сопровождается повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптивности человека. Поэтому большое значение приобретают проблемы поведения людей в стрессовых ситуациях, степени их активности и адаптивности и одновременно защищенности, проявляемой, в частности, в активной позиции индивида. В связи с этим все большее внимание уделяется изменениям в структуре личности в стрессовой ситуации. Среди работ по изучению психической саморегуляции особенно выделяются многочисленные исследования активности человека в стрессовых ситуациях, но чаще всего психологи подходят к этому упрощенно, не учитывая индивидуально-стилевые особенности саморегуляции человека. Эти исследования проводились в контексте общих проблем деятельности человека, где особое место уделялось в основном изучению психофизиологических состояний (РЛазарус, 1970; Л.А.Китаев-Смык, 1983; Ф.Б.Березин, 1988; Л.Г.Дикая, 1991, 1994 и др.), а также вопросам влияния стрессогенных факторов среды на работоспособность и надежность в профессиональной деятельности человека. Значимость проблемы изменения в структуре личности в экстремальных или критических ситуациях деятельности возрастает, когда на основе сформированных систем и механизмов осознанной психической саморегуляции происходит раскрытие и мобилизация внутренних резервов, обеспечивающих адаптацию человека. Поэтому вопросы изучения изменения личности в стрессовых ситуациях являются достаточно актуальными, но только в последние годы исследователи приступили к систематическому изучению внутренних причин подобных связей. В изучении проблемы изменения личности в стрессовых ситуациях становится вопрос о внутреннем строении этого процесса, о принципиальных закономерностях его реализации в стрессовых условиях деятельности. Все эти вопросы, имеющие большое теоретическое и практическое значение, остаются открытыми, что актуализирует избранную для дипломного проекта тему «Изменения в структуре личности в стрессовой ситуации». Цель нашего исследования - выявить основные психологические факторы, влияющие на изменения в активности личности в стрессовых ситуациях (на примере экзаменационного стресса). Объектом исследования является структура личности в стрессовой ситуации. Предмет исследования - психологические факторы, влияющие на изменения в структуре личности в стрессовой ситуации (на примере экзаменационного стресса). В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
  • могут существовать психологические особенности личности в кризисном состоянии, которые характеризуются отношение к себе, к другим людям, к фрустрирующим и психотравмирующим ситуациям;
  • существует взаимосвязь между уровнем социальной фрустированности и отношением к себе, к другим людям.
  • Исходя из поставленной цели исследования и сформулированной гипотезы, нами были поставлены следующие задачи: 1) провести теоретический анализ поведения личности в струссовой ситуации; 2) изучить основные методики изучения личности; 3) проанализировать состояние, деятельность и поведение личности в стрессовой ситуации на основе стихийных бедствий и катастроф. Методы исследования. В работе использовались теоретический анализ и обобщение работ по проблеме, комплекс психодиагностических методик (тестов): Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), опросник Г.Айзенка (EPI), цветовой тест М.Люшера, тест диагностики реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина.Структура работы обусловлена целью и поставленными в дипломном проекте задачами. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ
  • Психологический стресс: к проблеме определения
  • Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях психологи пользуются различными понятиями, среди которых чаще всего встречается «стресс». Стресс в большей степени – продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.Исследователей все больше интересуют особенности проявления стрессовых состояний на психологическом уровне: анализируются характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности, роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные приемы компенсации и преодоления трудностей.Р.Лазарус, изучив стресс с позиции физиологического, психологического и поведенческого уровней, пришел к выводу, что физиологический стресс – это непосредственная реакция организма, сопровождающаяся “выраженными физиологическими сдвигами, на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы”. Иначе говоря, при физиологическом стрессе реакции высокостереотипны, при психологическом же - реакции индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один человек реагирует гневом, а другой – страхом. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие.У В.А.Бодрова можно встретить следующее определение: психологический стресс – своеобразная форма отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т.д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности. В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояния психической напряженности.Лазарус и Фолкман считают, что психологический стресс – это значимые для благополучия личности...
    Другие файлы:

    Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации
    Психологическая сущность стресса и конфликта. Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой. Способы регуляции стрессоустойчив...

    Психологические особенности восприятия времени в стрессовой ситуации у студентов
    Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия...

    Поведение старшеклассников в условиях стресса
    Влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников в стрессовой ситуации. Особенности протекания психологического стресса у подростков. Эмпир...

    Изменения в структуре личности в стресовой ситуации
    В настоящее время в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, в условиях интенсификации объемов получаемой информации наблюдается рост...

    Эмоциональное выгорание личности профессионала
    Синдром эмоционального выгорания как психофизиологический феномен. Характеристика состояния и симптомов, приводящих к эмоциональному выгоранию. Сущнос...