Феномены межгрупповых отношений
СодержаниеВведение…………………………………………………………………..стр.2 1 Групподинамические процессы и их характеристика……………..стр.3 2 Феномены группы……………………………………………………стр.6 3 Групповая сплоченность…………………………………………….стр.8 4 Групповые решения………………………………………………….стр.10 5 Уровни развития группы и эффективность её деятельности………стр.12 6 Феномены межгрупповых отношений: внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая враждебность…………………………………………стр.16Заключение………………………………………………………………..стр.18Список литературы……………………………………………………….стр.19Введение Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми, а контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. 1 Групподинамические процессы и их характеристика Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии. Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства, принятия групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры, сплочение, конфликты, групповое давление. Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.3. Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.4. Численность группы.5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Задача группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти несколько этапов: Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации. Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы. Третий этап – согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе группы.6. Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример – коллектив преподавателей школы, где каждый учитель в определенные часы обучает учеников своему делу. Общий для участников является предмет труда, каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда. Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Например, конвейерное производство. Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля.7. Выработка групповых норм. Норма (от лат. - «norma» - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы...