Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психопрофилактическая работа психолога. Коррекционное занятие с детьми

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ЧУО «Женский институт Энвила»РЕФЕРАТпо предметуПрикладная психологияТемаПсихопрофилактическая работа психолога.Коррекционное занятие с детьми. Студентки 4 курса 401 группы факультета психологии заочной формы обучения Кувшинниковой Виктории АртуровныПсихологическая профилактикаПсихопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.Задачи психологической профилактикиНаиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе.В психопрофилактике выделяют три уровня.I уровень -- так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.II уровень -- вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача -- преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.III уровень -- третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача -- коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей.Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.Психопрофилактика -- это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.Психологическая профилактика предполагает:1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.Содержание психопрофилактической работыПри определении основного содержания психопрофилактической работы важно помнить следующее.1. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.Самое главное -- дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.Необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегося, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данного времени». Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, -- она гораздо шире. Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, -- игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.2. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.3) Психолог следит за соблюдением в школе и других психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.Так, он ведет работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в...
Другие файлы:

Деятельность школьного психолога
Роль психолога в школе, его должностные обязанности. Ознакомление с отчетной документация как непосредственным отражением содержания деятельности педа...

Взаимоотношение психологической теории и психологической практики
Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины. Направления деятельности практического психолога: психодиагностическая и психопрофилактиче...

Индивидуальное коррекционное занятие для детей со сложной структурой дефекта. Развитие речи.

Работа педагога-психолога с трудными детьми
Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении. Девиантное поведение и его формы. Аффективные дети. Коррекционно-педагогическая...

Работа психолога с одарёнными детьми
Психологическая характеристика одарённых детей, виды и формы ее проявления. Диагностика одаренности как многоуровневая система. Экспериментальное иссл...