Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Воображение. Психический познавательный процесс

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.Виды воображения:Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.Функции воображения:Образное представление действительности;Регулирование эмоциональных состояний;Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;Формирование внутреннего плана действий.Способы создания образов воображения:Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ К ВООБРАЖЕНИЮЭтот тест поможет Вам выявить склонность к фантазии и интуитивному мышлению. ИнструкцияНеобходимо выразить свое отношение к каждому из приводимых в задании утверждений с помощью одного из трех ответов -"да", "нет" и "не могу сказать определенно". Задание1. Я способен отчетливо вспомнить по крайней мере одно событие, случившееся со мной, когда мне было не более двух лет.2. Когда я был ребенком, мог вообразить, что летаю, с такой ясностью, что начинал верить в реальность этого акта.3. В детстве я просто наслаждался сказками.4. Повзрослев, я по-прежнему обожаю сказки.5. Когда я был маленьким, играл в сказки и нередко сам верил, что я сказочный герой (Колобок, Красная Шапочка, принц, сирота и т.д.).6. Повзрослев, я время от времени вживаюсь в какую-то роль.7. Мне бы хотелось оказаться под гипнозом (я получаю удовольствие, находясь под гипнозом).8. Я легко вспоминаю мои сны.9. По своему желанию я обычно могу проснуться или даже изменить сновидение.10. Перед тем, как заснуть, меня посещают отчетливые видения.11. Вспоминая какие-то значительные события, я могу пережить их заново -снова увидеть то, что тогда было, услышать звуки, голоса, почувствовать волнение.12. Мне легко вызвать в своем воображении образ друга.13. Обычно я вспоминаю свои сны со всеми картинами и подробностями, а не только их фрагменты.14. Когда я был ребенком, в моем воображении всегда жил друг -человек, животное или неодушевленный предмет, -с которым я разговаривал и делился своими чувствами.15. Я испытываю большое наслаждение от дневного сна.16. Если бы я закрыл свои глаза и представил, что держу в руках ребенка, кота или собаку, я бы легко смог почувствов...
Другие файлы:

Воображение как познавательный процесс 2

Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Воображение как познавательный психический процесс, особенности его развития в дошкольном возрасте. Педагогические условия развития воображения на зан...

Творческое воображение школьников
Воображение как психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Педагогиче...

Возрастные особенности воображения
Тема работы представляется актуальной, так как правильное развитие воображения у детей невероятно важно. Наше время автоматизации и компьютеризации, б...

Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода
Воображение как психический процесс, традиционно связанный с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Последовательно...