Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
СодержаниеВведение1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации1.2 Адаптация как психологический процесс1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации2. Практическое исследование и анализ полученных результатов2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования2.2 ИсследованиеЗаключениеСписок используемой литературыПриложенияВведениеАктуальность темы исследования:Бурные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.Однако большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема дезадаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы.В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.Разработанность проблемы:Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.В исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в диагностике социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
  • рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
  • раскрыть сущность процесса адаптации как психологического процесса;
  • выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-психологов и ее влияние на учебную деятельность;
  • изучить возможность психолого-педагогического влияния на процесс социальной адаптации студентов;
  • диагностировать и определить степень социальной адаптации с помощью специализированных методик;
  • сделать анализ результатов проведенного исследования.
  • Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.Объектом исследования: социально-психологическая адаптация.Предметом исследования: Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов.Методы исследования:Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.Эмпирические:
  • беседа,
  • опросник межличностных отношений (ОМО);
  • и методы математической статистики.
  • В исследовании принимали участие 60 студентов с первого по четвертый курс ЮРГИ, из них 30 студентов факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета.Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных резу...
    Другие файлы:

    Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в ВУЗе
    Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности. Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым услови...

    Социально-психологическая адаптация пожилых людей
    Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей. Организация иссл...

    Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения
    Понятие и особенности социально-психологической адаптации студентов. Психологическая особенность возраста студента. Стили саморегуляции поведения. Орг...

    Экспериментальное изучение интеллектуальных характеристик студентов в период социально-психологической адаптации на первом курсе
    Психофизиологическое развитие в юношеском возрасте. Понятие и виды адаптации. Когнитивное развитие юношеского возраста. Особенности адаптации студенто...

    Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы и социально-психологической адаптации у подростков с отклоняющимся поведением
    Понятие социально-психологической адаптации и проблема дезадаптации в подростковом возрасте. Специфика ценностно-смысловых ориентаций у подростков с д...