Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Профессия психолога

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
1. Введение.Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь. Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе - от разработки продукта до его реализации.Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов советских вузов, часто не имевшие возможности устроиться непосредственно по специальности, пользуясь осведомленностью о природе и механизмах человеческих страстей, удачно устраивались на партийные должности или в уютные конторы. А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов. В нашей работе мы бы хотели показать, что психологу в настоящее время не так уж и трудно заработать денег.  12. Развитие профессии «Психолог»Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.Парадокс состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие "профессия" под категории "деятельность", "род деятельности", а они являются для психологов теоретически очень близкими. И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой.Итак, в своей фундаментальной основе "профессия" – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения сил человека, как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу), как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности.Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri – "говорить публично", что осмысливалось в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию.Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается следующими соображениями: 2· общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах "ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как нередко и бывает;· профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта; · поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем;· история культуры часто понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более широким – без истории профессий человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей культуры;· в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;· адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой исторической ретроспективы;· система подготовки психологов в вузе предполагает формирование профессионального самосознания; это в свою очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поколений, обогатившего культуру не только теориями, но и практическими умениями, жизненно значимыми событиями, построенными на психологическом знании. 3Обратимся к вопросу о том, какой психолог предшествовал "советскому". Представим себе начало XX века в России, институциализирована (как-то представлена в специальных учреждениях – учебных заведениях) лишь определенного рода умозрительная и ориентированная на идеалистическую философию наука о душе, мало связанная с основными явлениями общественной жизни (а это, прежде всего, развитие капитализма в стране). Наряду с отмеченным порождается и вторгается в жизнь неофициальная психология, творимая врачами, инженерами, фабричными инспекторами и другими работниками, ввергнутыми в общественные, производственные процессы.Дореволюционная психология в России неоднородна, как и советская психология, и еще менее интегрирована, характеризуется противостояниями, взаимным неприятием или просто игнорированием некоторых своих составляющих (официальной и неофициальной областей производства и применения душеведческого знания), некоторой динамикой, фазами развития. Нет речи о едином профессиональном самосознании соответствующих работников как психологов. Все грандиозные исторические процессы, связанные с лишь отчасти разобранными выше, нет возможности здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете хотя бы почувствовать явления, факты существования и развития тех профессиональных функций, которые сейчас так или иначе числятся за психологами. Разумеется, затронутые вопросы требуют систематического изучения на эмпирическом материале; и это может привести не обязательно к простому подтверждению или отрицанию предложенной выше гипотезы, но также и к ее продуктивным переформулировкам.
Другие файлы:

Профессия психолог
Основные задачи психолога; плюсы и минусы данной профессии. Изучение возможности получения образования и курсы повышения квалификации. Определение мес...

Психолог: профессия и личность
Эта книга о профессии, профессиональной деятельности психолога, о личности психолога – его мотивационно-потребностной сфере, характере, способностях....

Профессия клинического психолога
Основные положения психологии труда. Психологический анализ трудовой деятельности. Схема психологического изучения профессий. Клиническая психология к...

Внешний и внутренний мир педагога-психолога
Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педаг...

Профессиональные риски работы психолога
Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития пс...