Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Проективные методики изучения личности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………...31. Определение и история развития проективных методик……………………42. Виды проективных методик………………………………………………….103. Области применения проективных методик………………………………...134. Возможности и ограничения проективных методик……………………….17Заключение……………………………………………………………………….22Список литературы………………………………………………………………23ВведениеСовременная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Проективные методы исследования личности, вероятно, одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Целью работы является изучение проективной методики исследования личности в психологической диагностике. В соответствии с поставленной целью работы были поставлены следующие задачи: 1. Ознакомиться с определением и историей развития проективных методик.2. Изучить основные виды проективных методик.3. Определить области применения проективных методик.4. Рассмотреть возможности и ограничения проективных методик.1. Определение и история развития проективных методикСуществуют крайне поверхностные определения понятия проективные тесты, примером которых может служить предложенная Чарльзом Райкрофтом в «Критическом словаре психоанализа»: «Проективные тесты или проекционные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения», другие определения, напротив, громоздки и многословны [7, с. 167].Однако общей особенностью любого адекватного определения является: 1) упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода; 2) указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;3) указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов.Нельзя обойти вниманием и еще одну особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неопределенность, которая выражается в том, что он, как правило, не представляет себе, каким образом будут интерпретироваться его ответы; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками «замаскированного тестирования».Принимая во внимание эту особенность, можно говорить не только о неоднозначности стимульного материалы, но и неопределенности для испытуемого стимульной ситуации в целом.Таким образом, тест является проективным, если, по определению, он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и, кроме того, ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно.Интересно, что некоторые исследователи отказывают проективным методикам в праве называться тестами. Так, Л.Ф. Бурлачук в монографии «Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха)», цитируя польского психологи М. Кретца, пишет: «При применении тестов выводы о свойствах индивида и его диспозициях делают, исходя из той деятельности, которая является их актуальным коррелятом; например, по способности к запоминанию мы судим о памяти и т.д. проективные методы позволяют на основании ответов судить и делать выводы не о его (испытуемого) способностях, скажем, рассказывать истории, а об основных чертах его личности». Далее он продолжает: «Эта точка зрения вполне правомерна. На наш взгляд, целесообразно сохранить понятие «тест» исключительно для психометрических проб» [4, с. 118]. Необходимо отметить, что, по нашему мнению, проективные методики в действительности не могут считаться тестами в силу причин, которые будут изложены ниже; однако,...
Другие файлы:

Проективные методы психодиагностики
Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касаетс...

Проективные методики при изучении личности
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих обл...

Психологическое исследование личности. Проективные методики
...

Основные этапы личностной диагностики (проективные методы и опросники)
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе дейст...

Конфликтный потенциал личности
Психологическая традиция изучения конфликтов. Конфликтный потенциал и временная динамика профессиональной деятельности личности. Конфликт и личность....