Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психофизиология познавательных процессов

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕС.Введение…………………………………………………………………………2 1. Особенности памяти………………………………………………………..3 2. Психофизиология внимания………….……………………………………8 3. Мышление, его виды и формирование…………………………………...12Заключение……………………………………………………………………...16Список литературы……………………………………………………………..17ВведениеЦель написания данной работы заключается в рассмотрении психофизиологии таких познавательных процессов, как внимание, память, мышление. Объектом исследования выступают познавательные процессы, предметом исследования – их психофизиология.Актуальность темы обусловлена тем, что восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Для достижения поставленной цели работы проведём анализ и сопоставление мнений специалистов в области физиологии, психологии и медицины, таких, как Л.С. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Немов Р.С. и др.В заключении подведём итог исследования.
  • Особенности памяти
  • Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, т.к в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации [2, с. 153]. Гештальтпсихология подчеркивала роль организации материала при запоминании. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. В России эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.С. Лурией, А.Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из "натуральной"    (непосредственной)    в    "культурную"    (опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А.Р. Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших мнемических процессов. П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В своих исследованиях А.А. Смирнов показал, что действия лучше запоминаются, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже). Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными [8, с. 93]. Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти. Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием. Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей. Для сохранения информации в кратковременной памяти в...
    Другие файлы:

    Психофизиология
    Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Мето...

    Развитие познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе
    Характеристика психологических новообразований и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Особенности психодиагностики и коррекционной пр...

    Особенности влияния познавательных процессов детей младшего школьного возраста на социально-психологическую адаптацию
    Факторы и подходы к изучению дезадаптации. Особенности познавательных процессов в школьном возрасте. Исследование корреляционной зависимости между уро...

    Психологические уровни развития познавательных процессов учащихся
    Изучение психологических механизмов развития познавательных процессов личности. Сущность адаптивных механизмов развития познавательных процессов. Знач...

    Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников
    Теоретические и психологические аспекты развития познавательных процессов младших школьников, их характеристика. Игра, исследование ее влияния на разв...