Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности манипулятивного общения

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Контрольная работапо дисциплине«Психология общения»на тему:Особенности манипулятивного общенияСодержание:Введение
  • Психологические основы манипулирования
  • 1.1 Четыре источника манипулирования1.2 Классификация потребностей1.3Слабости, присущие каждому1.4 Ритуалы2. Технология скрытого управления2.1 Манипулирование информацией2.2 Виды уловок3. Защитные процедуры3.1 Схема защиты3.2 Пассивная защита3.3 Активная защитаЗаключениеСписок литературыВведениеПопытки управлять человеком или группой людей нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
  • попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т.е. сломить сопротивление (открытое управление);
  • замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения (скрытое управление).
  • Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и поэтому сразу делают ставку на скрытость воздействия. В каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается.Морально ли тайно управлять человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель – получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящие инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, называют манипулятором, а адресата воздействия – жертвой.Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненными. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией.2. Психологические основы манипулированияЯ не могу управлять направлением ветра,Но всегда могу так поставить паруса,Чтобы достичь своей цели.О.Уайльд
  • Четыре источника манипулирования
  • В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.
  • Нами управляют наши потребности.
  • каждый из нас обладает какими-то слабостями.
  • Каждый характеризуется некими пристрастиями.
  • Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы.
  • Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.
  • Классификация потребностей
  • Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.
  • Физиологические потребности
  • Потребность в безопасности
  • Потребность принадлежать какой-то общности
  • Потребность в уважении, признании
  • Потребность в самореализации
  • Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека положительных эмоций. Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т.п. Поэтому классификацию Маслоу часто стали дополнять шестым видом: потребность в положительных эмоциях.2.3 Слабости, присущие каждомуНет таких наших слабостей, которые бы не использовались для скрытого управления людьми. Вот перечень слабостей, встречающихся наиболее часто: любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительность, жалостливость, азартность, любовь к подношения и лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастливость, невежество, неразвитость речи, слабохарактерность, жадность и тщеславие, отсутствие морального стержня, зависть.2.4 РитуалыВ широком смысле слова ритуал означает «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо». Лучшие умы человечества давно поняли роль ритуалов в нашей жизни. Демократия и право держаться на процедурах, регламентирующих поведение людей таким образом, чтобы не были нарушены как личные права и обязанности каждого, так и общества в целом. Даже просвещенная монархическая власть ограничивает себя именно ритуалами.Ритуалы прививаются молодому поколению посредством воспитания. Целью такого воспитания является привитие стереотипов поведения. Они, как и сами ритуалы, находят отражение в традициях, стереотипах и стандартах поведения.Ритуалы упрощают прогнозирование, предсказуемость наших действий в стандартных ситуациях. Облегчая нашу жизнь, они одновременно дают потенциальным манипуляторам рычаги скрытого управления нами.
    Другие файлы:

    Социально-психологические особенности манипулятивного общения
    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном...

    Виды общения
    Структура общения, способы его осуществления. Функции императивного, манипулятивного и диалогического типов межличностной коммуникации. Особенности пр...

    Особенности манипулятивного общения - манипулятивный стиль общения

    Проблемы невербального общения в пенитенциарной психологии
    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения неве...

    Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками
    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспит...