Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические технологии построения политического имиджа

Тип: доклад
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические технологии построения политического имиджа Имидж (от англ. image) является основным компонентом публичной политики и рассматривается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо. Применительно к политике – это образ политического субъекта. Г.Г. Почепцов предлагает рассматривать имидж как «публичное «Я» человека, как «свернутый текст» и считает его коммуникативной единицей, посредством которой можно работать с массовым сознанием. В.Д. Ольшанский считает имидж эмоционально-образным посланием, потому что в его основе находится невербальная природа. Объединяя позиции, как указанных авторов, так и других под имиджем все же следует понимать манипулятивный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через нее – на объяснительные механизмы сознания и поведения, выбор человека. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, которое воздействует на механизмы социального контроля и, как правило, их ослабляет. Имидж, как особый психический образ обладает следующими характеристиками: а) это объект идеальный, возникающий в сознании людей, не подлежащий прямому измерению и оценить его можно только по отношению, проявляющемуся в общении, деятельности, выборе; б) он целостен и непротиворечив, соответствующий обобщенным представлениям; в) он неустойчив, постоянно требует своего подкрепления; г) содержит ограниченное число компонентов подобно стереотипу; д) он хотя и иллюзорный, но все же, в какой-то мере реалистичен; е) он прагматичен, то есть, ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям и особенностям ситуации; ж) обладает свойством вариабельности, то есть обладает определенной трансформацией, динамичен, всегда подвержен коррективам; з) предполагает сильный эмоциональный отклик. Позитивный имидж политика является важнейшим фактором высокого рейтинга, поэтому американцы говорят, что «положительный имидж стоит миллиарды долларов». Основными общими требования к различным моделям политического имиджа являются: 1) простота; 2) выразительность; 3) запоминаемость. Вместе с этим, следует учитывать то, что политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу. Он обязан соответствовать социальным ожиданиям масс. Социальные ожидания или экспектации – это система ожиданий и требований относительно норм исполнения лидером социальных ролей и соответствующей им деятельности. При этом, как отмечают исследователи, следует учитывать, что экспектации проявляются двояко: как право ожидать соответствующего поведения и обязанность вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Социальные ожидания формируются на базе несоответствия «того, что есть, с тем, как хотелось бы». Так же, важнейшей характеристикой имиджа является его стереотипность (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и нередко предвзятых представлений, принятых в той или иной социальной группе или обществе. Главная особенность стереотипов состоит в том, что они уводят человека от логики здравого смысла и делают его некритичным к воспринимаемой информации. Это, в конечном итоге, способствует более свободному управлению его впечатлениями и навязыванию ему «своего» выбора. При формировании политического имиджа следует учитывать и некоторые закономерности социальной перцепции. Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, социальных групп, общностей. Само же восприятие, понимание и оценка человека человеком происходят на основе: эмоционально окрашенного образа; его целостности; осмысленности; психологической установки; внешнего облика. Наиболее оптимальным имиджем политического деятеля, при всех внешних попытках его построения является личностный «промоутер» собственного имиджа. Как отмечает Д.В. Ольшанский: «Что бы ни говорили наши современные политики, как бы ни были недовольны своими имиджами, во многом они сами творят их. Даже самый поверхностный анализ показывает: в массовом сознании прочно закрепились именно те компоненты имиджей наших политиков, которые связаны не с усилиями имиджмейкеров, а с их собственными поступками». В одном ряду самостоятельного творческого процесса находятся такие индивидуальные экстраполяции как: внешность; речевой образ; отношение и поведение с представителями средств массовой информации. Такая часть имиджа как внешность предполагает прежде всего сочетание внутреннего образа индивида с его внешним обликом (одежда, обувь, интерьер обстановки и т.д.). Именно внешность должна в первую очередь «впечатлять» потенциальных избирателей и ей отводится одно из основных мест в PR-стратегии. По многочисленным данным различных социологических опросов и специальных психологических исследований было создано большое множество типовых портретов «идеальных избранников», якобы отвечающих ожиданиям масс. Так Д.В. Ольшанский приводит один из портретов созданных сотрудниками Санкт-Петербургского университета накануне первых выборов в Государственную Думу России в 1993 году. «Он (кандидат) должен быть обязательно высокого роста, телосложения среднего, лицо иметь бледное, тонкое, без усов, бороды и не лысый. Прическу обязан иметь аккуратную, ухоженную. В одежде он должен придерживаться стиля классического, строгого, но и не чураться молодых веяний». Как отмечает Р. Чалдини, люди приписывают индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Он отмечает, что в ходе анализа федеральных выборов, проводившихся в Канаде в 1974 году, было обнаружено, что внешне привлекательные кандидаты получили в два с половиной раза больше голосов, чем непривлекательные. Физическая привлекательность человека ощутимо влияет на принятие его или не принятие другими. Эта особенность получила название гало-эффекта, что говорит уже само за себя – одна положительная черта человека (например: доброе лицо) оттеняет все иные его качества. Не мене значимым условием в предпочтении политика избирателями является фактор знакомства и фактор положительных ассоциаций. В первом случае срабатывает склонность людей, доброжелательно относится к тому, с чем они уже сталкивались. Р. Чалдини, в связи с этим отмечает, что проведенные эксперименты достаточно убедительно свидетельствуют в пользу того, что людям больше нравится именно тот человек, которого они якобы больше знают и, с которым вступали во взаимодействие. В силу того, что расположение способствует оказанию социального влияния, слова, и аргументы такого человека буду намного убедительней, чем человека, которого они не знают или знают якобы недостаточно хорошо. Во втором случае, положительные ассоциации достаточно продуктивно влияют на чувства человека и делают его уязвимым перед выбором. Так, появление политика с популярными неполитическими деятелями (артисты, спортсмены, писатели) делает его автоматически популярным в глазах потенциальных избирателей. Принцип положительной ассоциации работает эффективно и незаметно, и значимо может влиять на политические предпочтения индивидуума. При этом следует отметить, что и отрицательные ассоциации имеют свой эмоциональный отклик. Человек, сообщающий неприятную информацию или находящийся в окружении неприятных нам людей, даже если сам не имеет к этому никакого отношения, по прошествии времени, будет у нас ассоциироваться с негативными проявлениями и вызывать к себе антипатию. Необходимо отметить, что специалисты в области имиджмейкерства при создании эффективного политического имиджа руководствуются тремя основными принципами, которые вбирают в себя все вышеперечисленные аспекты. Это: непосредственно личность кандидата (претендента); представленность его в средствах массовой информации; исторические события сопутствующие его деятельности....
Другие файлы:

Роль лидерства в развитии политического имиджа
Роль имиджа в развитии лидерства. Понятие и составные части имиджа политического деятеля. Технологии создания политического имиджа для положительного...

Имидж политического лидера в российских избирательных кампаниях
Понятие имиджа и имиджевых характеристик. Имидж политического лидера. Основные приемы построения имиджа политического лидера. Особенности формирования...

Психологические аспекты создания имиджа в политике
Имидж - вид психического образа, фактор продуктивной политической коммуникации. История формирования имиджа политического лидера, современные исследов...

Комплекс инструментов построения имиджа кампании на примере ООО "РПК Финкрек"
Основы имиджевого строительства. Этапы формирования имиджа кампании. Комплекс инструментов построения имиджа. Построение имиджа средствами рекламы. Ре...

Этнические факторы в процессе формирования политического имиджа
Основные понятия политического имиджа. Особенности его социологического анализа. Вторичный анализ данных исследований политического имиджа с учетом эт...