Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

История возникновения тестов интеллекта

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
План1. История возникновения тестов интеллекта32. Описание опросника Я.Стреляу83. Проведение тестирования при помощи методики Я.Стреляу14Литература161.История возникновения тестов интеллекта.Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатике «интеллектуальный тест», был Дж.М.Кеттел. Этот термин после статьи Кеттела «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрёл широкую известность. В своей статье Кеттел писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведёт к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастёт, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.Кеттел предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Кеттелом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895 – 1896 гг. В США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам. Первоначально в качестве тестов использовались приёмы экспериментально-психологического исследования. По форме они походили на приёмы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания – от частоты и распределения по времени повторений и так далее. При тестировании же психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов.Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857 - 1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов.До Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакции т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно термином «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретений знаний и упешное выполнение сложной приспособительной деятельности.В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирождёнными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провёл серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трёх лет). Проведённые на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.Первая шкала тестов Бине-Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из неё все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала Бине в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была переведена на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Третья редакция шкалы, опубликованная в год смерти Бине, не внесла существенных изменений.Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определённые тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинства детей данного возраста (80-90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет – 6 заданий. Задания подбирались путём исследования большой группы детей (300 чел.).Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребёнка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребёнок не справлялся со всеми заданими своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, назывался базовым умственным возрастом. Если кроме того ребёноквыполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев.Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведённой в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л.М.Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 году и имел так много серьёзных изменений, по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.Коэффициент IQ был предложен В.Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100,...
Другие файлы:

Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка
В книге, написанной известными британскими учеными; содержится подборка оригинальных тестов для детей 5–11 лет, включающая тесты на понимание значений...

Исследование интеллекта
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель...

Модели, методики и способы диагностики эмоционального интеллекта
История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, его основные особенности и составляющие. Исследование п...

Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии "Алгоритмы и исполнители"
Проверочно-оценочная деятельность учителя по информатике. Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе. История возникновения и р...

Психодиагностика интеллекта
Вербальные и невербальные тесты интеллекта. Особенности измерения интеллектуального развития индивидов с помощь шкалы Д. Векслера. Основные подходы к...