Взаимосвязь когнитивного стиля и уровня успешности тестового контроля знаний
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»Факультет социально-педагогических технологийКафедра возрастной и педагогической психологии Дорошевич Ольга СергеевнаВзаимосвязь когнитивного стиля и уровня успешности тестового контроля знанийКурсовая работа«Допущено к защите» Научный руководитель____________________ доцентЗав. кафедрой Лобанов Александр Павлович возрастной и педагогической психологии « ____ » ________ 2009г. Минск 2009ОглавлениеГлава ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….. 17 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25Введение Теоретическая актуальность темы исследования определяется тем, что она касается нескольких фундаментальных и интенсивно разрабатываемых проблем общей психологии и психологии личности. Во-первых, это проблема соотношения стилевых и продуктивных аспектов деятельности человека, и в частности, его познавательной деятельности. Во-вторых, это проблема взаимодействия в системной регуляции активности личности ее диспозиций (характера), с одной стороны, и стиля познания, с другой. В-третьих, это проблема оптимальности личностно-стилевых особенностей субъекта в зависимости от условий деятельности и среды адаптации. Эти теоретические проблемы тесно переплетаются, а степень их разработанности становится особенно важной, когда предпринимаются попытки решить важную практическую проблему - повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школах и вузах посредством более полного учета индивидуальных особенностей учащихся или внедрения психодиагностической системы профориентации, профотбора и прогнозирования успешности обучения. Если доказано, что когнитивный стиль учащегося в принципе способен влиять на успешность обучения, то какие стили для каких типов учебной деятельности предпочтительнее? Если известно, что успешность учебной деятельности и/или адаптации к учебной среде во многом определяется чертами характера субъекта, то какую роль при этом играет когнитивный стиль, способен ли он "ослабить" или "усилить" роль характера? Какие сочетания стиля познания и черт характера являются наиболее типичными, и какие - более оптимальными для освоения той или иной области науки и практики? Это некоторые из вопросов, которые сегодня практики могли бы задать исследователям, и на которые пока нет однозначных ответов. В 50-70е годы усилия ученых, Гарднера Р., Виткина Г. и др. были сосредоточены на том, чтобы показать самостоятельное значение стилевых особенностей познания, не сводимых к традиционно понимаемым способностям и интеллекту. Было показано, что особенности когнитивного стиля могут влиять и на результативность решения задач. В связи с переходом системы образования на преимущественно тестовый способ контроля знаний, исследование проблемы влияния когнитивного стиля на успешность выполнения тестовых заданий учащимися является достаточно актуальнымЦель: исследовать взаимосвязь когнитивного стиля и уровня тестового контроля знаний.Предмет: когнитивный стиль.Объект: взаимосвязь когнитивного стиля и уровня тестового контроля знаний.Задачи:Проанализировать теоретические основы особенностей когнитивных стилей личности.Охарактеризовать успешность обучения как фактор, влияющий на успешность сдачи теста.Исследовать взаимосвязь когнитивного стиля и успешности в тесте по математике.Глава 1