Стратегии поведения сотрудников при конфликтной ситуации обусловленные личностными и профессиональными
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Пермский государственный педагогический университет»Факультет психологииВыпускная квалификационная работана тему: «Стратегии поведения сотрудников при конфликтной ситуации, обусловленные личностными и профессиональными особенностями»Работу выполнила:Студентка заочного отделения«Допущена к защите в ГАК»Зав. КафедройНаучный руководитель:кандидат психологических наук,доцент кафедры практической психологииПермь 2010ОглавлениеВведениеГлава 1. Теоретический анализ проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии1.1 Теоретический анализ явления «конфликт» в психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов1.2 Социально-психологические внутригрупповые процессы1.3 Классификация конфликтов1.4 Конфликт в организации1.5 Классификация поведения в конфликтеГлава 2. Организация и методы исследованияГлава 3. Результаты исследования и их обсуждение3.1 Анализ различий выраженности показателей личностных характеристик, уровня эмоционального выгорания и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации по Т-критерию Стьюдента3.2 Изучение корреляционных взаимосвязей показателей личностных характеристик, уровня эмоционального выгорания и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации3.3 Факторная структура корреляционных взаимосвязей показателей личностных характеристик, уровня эмоционального выгорания и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуацииЗаключениеБиблиографический список использованных источниковПриложенияВведениеОбщество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, производственных, родственных, духовных и др. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на работе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или целого коллектива в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.Актуальность исследования: Кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах существенно повлияли на характер отношений между сотрудниками внутри одной компании либо организацией и человеком.Конфликты в организации – это неотъемлемая составляющая любой современной компании. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.Мы считаем, что не причины и факторы конфликта, а стратегия поведения его участников оказывает решающее значение в разрешении конфликта. Подобное отношение к конфликтам мы находим и у Т.Г. Григорьевой, Т.П. Усольцевой (1997). Они считают, что не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют совместную жизнь людей, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, ощущение угрозы. При чрезмерно интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления и поступков.В силу этого актуальным становится выявление стратегии поведения участников конфликта в организации, обусловленные личностными и профессиональными особенностями. А значит, появилась потребность в изучении взаимосвязи личностных особенностей сотрудников и их взаимосвязь с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.При анализе литературы прослеживается интересная особенность – проблема производственного конфликта рассматривается в работах многих авторов (Фиганов И.С. (1988), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (1989), Ковалев А.Г, Волков И.П.. Гришина Н.В. (1990), Душков Б.А. (1990), Шейнов В.П. (1990) и др.). Вместе с тем, остается неясным, как именно личностные и профессиональные особенности влияют на выбор тех или иных стратегий поведения в конфликтной ситуации, что составляет пробел в теоретических знаниях современной психологии.Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.Цель исследования:Выявление различий стилевых особенностей поведения в конфликтной ситуации сотрудников в связи с их профессиональными особенностями;Выявление различий в характере взаимосвязей выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации и личностных особенностей сотрудников в группах, различающихся профессиональным уровнем, а также их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием.Задачи исследования:Теоретический анализ проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии;Теоретический анализ особенностей конфликта в организации;Проведение эмпирического исследования с целью выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации, личностных характеристик сотрудников и степени эмоционального выгорания;