Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие внимания ребенка

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММАПояснительная записка. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Внимание - это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности, распределение внимания, его устойчивость и отвлекаемость, объем, избирательность и наконец, переключение внимания.
  • Концентрация - это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрированнее). Физиологически сосредоточенность внимания — это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.
  • Распределение - это то состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий; характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности.
  • Устойчивость - это длительное удерживание его на чем-либо, подчиненном одной общей задаче. Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности.
  • Объем - одна из характеристик , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида.
  • Избирательность - связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящийся к сознательной цели.
  • Переключаемость - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.Переключение внимания представляет собой перемещение по коре участка с оптимальной возбудимостью, регулируемое главным образом сигналами второй сигнальной системы. Способность к быстрому переключению внимания в сильной мере зависит от подвижности нервных процессов.
  • Выделяют три вида внимания:1. Произвольное внимание проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется. В отличии от непроизвольного внимания, произвольное внимание управляется сознательно поставленной целью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов, поэтому его еще называют активным, преднамеренным, волевым. Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность произвольного внимания определяется задачами, которые ставят перед собой человек. Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Так же для произвольного внимания характерно повышенная устойчивость.2. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д. Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.3. Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. С помощью данной коррекционной программы можно успешно развивать внимание. В программе предлагаются различные упражнения, игры, которые направлены на развитие внимания. Цель: Развитие внимания.Задачи:
  • Концентрировать внимание ребенка;
  • Формировать такие качества у ребенка, как объем, переключение внимания;
  • Стимулировать внимание;
  • Развивать распределение внимания и устойчивость;
  • Развивать самоконтроль;
  • Форма организации: Занятие проводится в группе, в составе не более 6-8 человек одного возраста.Продолжительность: Время проведения 25-30 минут - 2 раза в неделю. Программа включает 3 этапа:
  • Ориентировочный этап - дает возможность познакомиться с детьми, установить с ними контакт.
  • Коррекционный этап - направлен на развитие внимание детей среднего дошкольного возраста с помо...
  • Другие файлы:

    Культурное развитие внимания
    Развитие внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первоначальное внимание ребенка: качество внешних раздражителей, этапы его развития...

    Психическое развитие детей дошкольного возраста
    Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения реб...

    Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах
    Автор предлагает вашему вниманию подборку игр, направленных на развитие пространственно-временных ориентиров ребенка. Предлагаемые задания помогут в...

    Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности
    Особенности психических процессов. Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Диагностика концентрации, распределения и переключения внима...

    Исследование взаимосвязи внимания и психологической готовности детей к обучению в школе
    Понятие психологической готовности к обучению в школе. Изучение свойств внимания и их развитие у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников...