Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
План:Введение…………………………………………………………………….3-4Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-181.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника;1.2 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе.1.3 Психологическая готовность к школе.Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника……………………………………………......19-322.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;2.3 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.Заключение………………………………………………………………….33-34Список источников………………………………………………………….35-36 Введение Социализация- это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. На каждом этапе происходит решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что воспитание можно рассматривать как социально-организованный процесс интериоризации (перевода во «внутренний план») общечеловеческих ценностей. Успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. Т.е., конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований, и соответствия (несоответствия) своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка. Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником? Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей. Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И потому актуальным по сей день остается вопрос влияния первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.Задачи работы:1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника.2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения.Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка. Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И. Рябикина и др.) По мнению многих психологов, основу самосознания ребенка –дошкольника составляет сочетание четырех Я: физического , социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я. Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на самоуважение. Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я-идеальное» (эталоном). Конечно, образ будущего школьника в сознании детей будет перестраиваться, переосмысливаться и уточняться по ходу их дальнейшего развития. Но, являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться. Такого рода способность, как утверждают многие исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.) Остановимся немного на кризисе семи лет. Что он представляет из себя и каковы его особенности? Как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие кризиса- ребенок начинает манерничать, капризничать, появляется нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. Характерные особенности:1. Утрата непосредственности. Утрату непосредственности ребенком Л.С. Выготский связывает с привнесением в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком, что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.2. Смена основных переживаний ребенка. От одного способа переживания среды ребенок переходит к другому. Для кризиса семи лет в сфере переживаний характерны следующие изменения:1)семилетка открывает сам факт своих переживаний;2) у реб...
Другие файлы:

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста
Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста....

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Характеристика понятия "адаптация", факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей
Проблема адаптации детей раннего возраста, их психолого-педагогические особенности. Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к...

Физическое воспитание как средство подготовки к школе
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста, его главные цели и задачи. Подготовка детей старшего дошкольно...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Психологическая характеристика и особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональные состояния детей в условиях детских образоват...