Возрастная психология 8
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТГуманитарный факультетПредмет:___Психология развития и возрастная психологияВариант:___ 10 ___Тема контрольной работы:Студента_4_курса, группы__П-41__Ф.И.О ___Огородниковой Елены ВалерьевныДата сдачи работы «___»____________2009г.Оценка:_________________Проверил:_______________Киров 2009План:Вопросы:Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.Желание получить отметку, одобрение учителя.Стремление к успеху, самоутверждению.Желание быть настоящим школьником.Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.Стремление завоевать престиж у сверстников.Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).Вопрос №1: Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.Самосознание - определениеСуществует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формировавание эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.Развитие самосознания у грудного ребёнка.На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.Развитие самосознания у ребёнка раннего возраста.Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".Развитие самосознания в дошкольном возрасте.ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.Самосознание в младшем школьном возрасте.В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.Становление самосознания в подростковом возрасте.В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоиденти...