Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Манипуляция сознанием на примере США

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Манипуляция сознанием на примере СШАОглавлениеВ данной работе рассматриваются роль и место средств массовой коммуникации в политической жизни США. Работа основывается на достаточно полно и глубоко разрабатывающей эту тему публикации: “Манипуляторы сознанием” Герберта Шиллера. Г. Шиллер - признанный мировой научной общественностью авторитет, профессор факультета средств массовой информации университета в Калифорнии, вице-президент Международной ассоциации по научным исследованиям средств массовой информации.1 Предисловие. Заправилы средствами массовой информации Америки создают, обрабатывают, ловко оперируют и полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном счете, и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они превращаются в манипуляторов сознанием. Сообщения, целенаправленно создающие искаженное представление о действительности и формирующие сознание, не позволяющие осмыслить условия личной и общественной жизни, являются подтасованными сообщениями.Согласно Пауло Фрейре, манипуляция разумом человека “есть средство его порабощения, один из способов, с помощью которых правящие элиты пытаются подчинить массы своим целям“. Используя объясняющие, оправдывающие, порой даже воспевающие существующие условия жизни мифы, манипуляторы обеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства. За исключением черного и цветного населения (исключение, составляющее миллионы людей) в Северной Америке грубое подавление (полное лишение свобод и порабощение личности) никогда не использовалось в качестве инструмента социального управления. К нему прибегали лишь в редких случаях и, как правило, не надолго. С колониальных времен власть имущие эффективно манипулировали белым большинством и подавляли цветные меньшинства.США - разделённое общество, где манипуляция служит одним из главных инструментов управления, находящегося в руках небольшой правящей группы корпоративных и правительственных боссов. Способов манипуляции много, но главным является контроль над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется простым правилом рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телевизионные станции, газеты и журналы, киноиндустрия и издательства принадлежат корпоративным системам и информационным конгломератам.В настоящее время дирижирование национальной информацией осуществляется ставленниками государственно-капиталистической экономики, обосновавшимися в исполнительных структурах Белого дома, а также в рекламных агентствах и агентствах по связям с общественностью корпораций. Есть все основания предполагать, что в будущем манипулирование средствами информации достигнет ещё большего уровня. Поток информации в обществе представляет собой источник силы. Было бы нереально думать, что контроль над этой силой может быть ослаблен.2 Пять мифов, составляющих содержание манипуляции сознанием. 3 Миф об индивидуализме и личном выборе. Самым крупным успехом манипуляции, наиболее очевидным на примере США, является удачное использование особых условий западного развития для увековечивания как единственно верного определения свободы языком философии индивидуализма. Это позволило концепции индивидуализма выполнять две функции. Она оберегает право частной собственности на средства производства и одновременно выступает в качестве блюстителя индивидуального благосостояния, предлагая, а скорее настаивая, что последнее недостижимо без первого. На этом фундаменте и зиждется вся конструкция манипуляции. Но есть достаточно оснований утверждать, что суверенные права личности не более чем миф и что общество и личность неотделимы друг от друга. Как свидетельствуют Ломекс, Берковец и многие другие, “зачатки культуры уходят корнями в сотрудничество и коммуникацию”. И всё же основой свободы, как её понимают на Западе, является наличие гарантированного индивидуального выбора. Отождествление личного выбора с человеческой свободой развивалось бок о бок с индивидуализмом 17 столетия, оба явления - продукт зарождавшейся рыночной экономики. Весомые доказательства экономического развития и повышающейся производительности в Западной Европе способствовали укоренению и процветанию притязаний индивидуализма, личного выбора и частного накопления.В относительно недавно заселённых США ничто не мешало внедрению индивидуалистической системы частного предпринимательства с её мифами о личном выборе и индивидуальной свободе. Насколько далеко зашёл этот процесс видно на примере того, с какой лёгкостью общественность принимает гигантские межнациональные частные корпорации в качестве проявления индивидуальной инициативы. Так, например, Стентор, бывший вице-президент Си-би-эс - наиболее влиятельного радиовещательного конгломерата, оспаривает право ООН регулировать международную систему коммуникаций: “это лишает американцев права вести диалог с кем и когда угодно”. Ясно, что он обеспокоен правами Си-би-эс. У рядового американца нет ни средств, ни технических возможностей для подобного общения в международном масштабе.Частнособственничество во всех сферах жизни считается совершенно нормальным явлением. Но хотя индивидуальная свобода и личный выбор остаются наиболее мощной линией обороны системы частной собственности и производства, она создаёт дополнительные теории и разрабатывает методы их распространения. Эти новые понятия либо пытаются оправдать существование системы и сулят великое будущее, либо отвлекают внимание от её бросающихся в глаза недостатков и скрывают существование иных возможностей социального развития.4 Миф о нейтралитете. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех её гарантирован, когда манипулируемый верит, что происходящее естественно и неизбежно.Важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации (в дальнейшем СМИ), система образования и науки находятся за рамками конфликтующих социальных интересов. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в целом и его составных частей: конгресса, судебных органов, президентской власти. Проявляющаяся время от времени коррупция, обман, мошенничество относят за счёт человеческих слабостей.В соответствии с этой мифологией президентская власть - вне сферы частных интересов, беспристрастна и непричастна к скандальным конфликтам. Более полувека все СМИ дружно создавали миф о ФБР как о далёком от политики высокоэффективном, контролирующем соблюдение законов органе. На практике же бюро постоянно использовалось для запугивания и обуздания тех, кто не доволен социальным устройством страны.Считается, что СМИ также должны быть нейтральны. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми. Тот факт, что СМИ (печать, периодические издания, и ТВ) почти без исключения являются коммерческими предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб.Наука, которая, более чем любой другой вид умственной деятельности, стала неотъемлемой частью корпоративной экономики, также претендует на нейтралитет. Игнорируя недвусмысленный источник её финансирования, направление её исследований, применение её теорий, наука поддерживает представление о своей изолированности от социальных сил, влияющих на все другие виды деятельности государства. Повсюду в социальной сфере к понятиям нейтральности и объективности приб...
Другие файлы:

Манипуляция сознанием
Описание:Книга является переработанным изданием книги Сергея Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием", выдержавшей уже несколько тиражей....

Манипуляция человеческим сознанием: социологический аспект
Манипуляция как социологический феномен. Векторы и способы манипулирования человеческим сознанием. Последствия манипуляции сознанием общества, ее влия...

Манипуляция массовым сознанием
Манипуляция общественным мнением - способ управления людьми путем создания иллюзий или условий для контроля поведения; скрытное воздействие на психиче...

Методы управления сознанием человека
Современные методы манипуляции сознанием человека и способы сопротивления им. Снижение самооценки посредством провокации, оскорблений и презрения. Тео...

Манипуляция сознанием 2