Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности творческой личности

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеГлава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
  • Психологические черты и особенности творческой личности
  • Сущность творчества как психологического процесса, стадий творчества
  • Влияние творчества на развитие отношений личности
  • Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
  • Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
  • Исследование
  • ЗаключениеСписок используемой литературыПриложенияВведениеАктуальность темы исследования:Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?Актуальность данной темы: "Психологические особенности творческой личности", во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – "Человека творческого". Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.Разработанность проблемы:В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
  • рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
  • определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
  • сделать анализ результатов проведенного исследования.
  • Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.Объектом исследования: творческая личность.Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.Методы исследования:Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.Эмпирические:
  • беседа;
  • методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной;
  • опросник самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев;
  • и методы математической статистики.
  • Другие файлы:

    Психологические особенности творческого поведения
    Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высоког...

    Психологические особенности профессионального роста педагогов
    Психологические особенности личности педагога; развитие творческой индивидуальности; факторы и закономерности, влияющие на профессиональный рост; сист...

    Личностные особенности студентов с различной творческой направленностью
    Проблема творчества в психологии. Понятие о творческой личности. Специфические особенности творческой личности музыканта и художника. Изучение взаимос...

    Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего
    Понятие направленности личности. Индивидуально-психологические черты военнослужащих. Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных п...

    Психологические особенности творческой личности
    Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по при...