Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимосвязь развития абстрактного мышления и речи младших школьников

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКафедра общей психологии и психологии развитияКУРСОВАЯ РАБОТАпо общему психологическому практикумуТема: Взаимосвязь развития абстрактного мышления и речи младших школьниковВыполнила: студентка 2 курса группы П-062 специальность «психология»Разумова Ю.В.Научный руководитель:к.п.н., доцентЗуева С.П.Кемерово 2008Содержание Заключение……………………………………………………………………….55Библиография………………………………………………………………….....57..61ВведениеОбщество на современном этапе характеризуется глубокими социально - экономическими изменениями, что требует от каждого человека высокого уровня развития всех познавательных процессов. Люди могут не только воспринимать вещи, но рассуждать, делать выводы из своих непосредственных впечатлений. Причём в некоторых случаях эти выводы делаются без личного опыта человека. Проблема мышления и речи принадлежит к кругу психологических проблем, в которых на первый план выступают вопросы об отношении различных психологических функций и видов сознательной деятельности. Именно поэтому теоретики ищут и разрабатывают принципиально новые психолого-педагогические технологии обучения, а практики пытаются сконцентрировать свои усилия на развитии у учащихся новых способов деятельности, поиска и оперирования информацией. В этом активно задействуется процесс мышления. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как мышление опирается на речь в процессе своего развития, то есть мышление развивается через речь и с помощью речи. Одной из важных задач начальной школы является развитие именно абстрактного или словесно-логического мышления. Развитие этого вида мышления способствует формированию и совершенствованию умений осуществлять мыслительные операции, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.В разные времена психологи стремились расширить и углубить представления о мышлении человека, что нашло отражение в психологической литературе. Проблемой мышления занимались такие учёные как Блонский П.П., Брушлинский, Выготский Л.С., Лурия А.Р.,Рубинштейн, Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. и многие другие. И сейчас психологи исследуют уровень развития мышления, разрабатывают методики для усовершенствования мыслительных процессов и операций. Эти методики находят применение в социально – экономической сфере, в обществе в целом, что требует всё более новых и точных знаний об эффективном развитии именно абстрактного мышления во взаимосвязи с речью. Поэтому в настоящее время проблема развития абстрактного мышления приобретает особую актуальность. Вот почему темой нашей курсовой работы является «Взаимосвязь развития абстрактного мышления и речи младших школьников». Нами выдвинута проблема: каковы условия формирования понятий в младшем школьном возрасте.Гипотеза: формирование понятий возможно при наличии следующих условий:
  • Высокий уровень развития речи
  • Нами выдвинута цель: исследовать представления о сущности и возможностях развития мышления и его зависимости от речи в отечественной и зарубежной психологии. Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:1.Изучить отечественную и зарубежную психологическую литературу по проблеме мышления и речи.2. Изучить психологию проблемы развития абстрактного мышления в младшем школьном возрасте.Объектом нашего исследования стал процесс мышления. Предмет исследования: процесс формирования понятий.Методы исследования, используемые в работе – это изучение и анализ научной литературы по психологии, констатирующий эксперимент, наблюдение.Глава 1. Общие представления о мышлении и речи в психологии1.1 Мышление и его развитие в жизнедеятельности человекаНа современном этапе развития общества учёные уделяют всё большее внимание исследованию сущности и развития мышления человека. Понятие мышления каждый учёный определяет по-своему. А.Н. Леонтьев, например, определяет мышление как высшую ступень познания. Согласно П.Я. Гальперину, мышление – это процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач.
    Другие файлы:

    Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
    Сущность и этапы когнитивного развития младших школьников, разработка комплексов психодиагностических и исследовательских методик. Особенности развити...

    Развитие словесно–логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики
    Обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников. Направления коррекционно–педагогической работы по формировани...

    Особенности развития различных форм мышления у младших школьников
    Анализ психолого-педагогической литературы. Общее понятие мышления. Мыслительные процессы. Особенности мышления младших школьников. Формы мышления. Ра...

    Речевое развитие младших школьников
    Психолого-педагогическое обоснование исследования мышления и речи младших школьников. Понятие словосочетаний и предложений в современной лингвистике....

    Педагогические средства развития культуры речи младших школьников
    Теоретические основы исследования проблемы развитие речи младших школьников. Анализ результатов проведения экспериментальной работы по развитию речи м...