Виды тестов по психологии
СодержаниеТесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами 3Классификация тестов по оцениваемому объекту 5Личностные тесты 6Тесты способностей 8Социально-психологические тесты. Социометрия 10Список использованных источников14Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробеламиЭффективное тестирование возможно на основе учета особенностей различных типов тестов. В управлении персоналом используется самый широкий спектр тестов. В специальной литературе существуют их разнообразные классификации. Простейшие из них относится к конструкции, форме заданий и тестовой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структурированные (со связанными ответами), шкалированные, графические тесты и тесты с пробелами. Свободные тесты предполагают ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый. Они могут быть в форме: вопросов (например: «Напишите, какие концепции организационного лидерства вы знаете?»); дополнения предложения (например: «Теория мотивации Маслоу делит все виды потребностей на две группы: потребности дефицита и потребности ... »); свободных действий (например: рисование дерева или человека в проективных тестах); исправления ошибок (например: «Yesterdey I write а letter»). Структурированные (со связанными ответами) тесты содержат ответы в формах: «да» - «нет» (по типу: «Ответьте на поставленный вопрос в форме «да» или «нет»: «Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе»); правильного ответа (по типу: «Следует подчеркнуть правильные ответы в высказывании: «Классическими стилями руководства считают демократический, патриархальный, бюрократический, авторитарный, кооперативный, харизматический и попустительский»); лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ: «Главным признаком конфликта является: а) наличие двух взаимозависимых сторон; б) несовместимость их целей; в) нулевая сумма конфликтного взаимодействия; г) действия, непосредственно направленные друг против друга; д) наличие противоречий между сторонами; е) использование силы или давления; ж) эмоциональная неприязнь»); идентификации (по типу: «Подчеркните, теории каких авторов характеризуют следующие ключевые слова или словосочетания? (а) Врум, (б) Скиннер, (в) Адамс, (г) Херцберг, (д) МакКлеланд, (е) Маслоу»). Шкалированные тесты предполагают выбор ответа, находящегося между двумя крайними вариантами (например: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «всегда»). Графические тесты рассчитаны на решение поставленных задач (например: изображение тенденций изменений, различных фаз процесса или других взаимосвязей) в форме графиков или же отображение ответа на графическом изображении. Тесты с пробелами предполагают, что в достаточно объемном тексте содержатся пробелы, которые надо заполнить для получения осмысленного и правильного ответа. Каждый из этих типов построения тестов имеет свои плюсы и минусы. Так, сильной стороной свободных тестов являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и другие расходы на подготовку этого типа исследовательских методик. Их слабость - трудная оценка и интерпретация полученных результатов. Сильная сторона структурированных тестов состоит в легкости оценки. Однако в этом случае существует опасность угадывания ответов и, кроме того, для этого типа тестов характерны трудоемкость при разработке формулировок и большие подготовительные расходы в целом. Недостаток тестов с ответами «да» - «нет» или «правильно» - «неправильно» состоит в том, что при их использовании в учебном процессе без последующего разбора индивидуальных результатов неправильные ответы закрепляются в памяти испытуемых.Классификация тестов по оцениваемому объектуГораздо более сложной, по сравнению с делением тестов в зависимости от их конструкции, является их классификация по исследуемому объекту. С этой точки зрения тесты можно разделить на три большие группы: индивидуальные - выявляются качества отдельных индивидов; социально-психологические (и прежде всего изометрические) объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе. ситуационные - изучается поведение человека в определенной ситуации. Первая группа тестов - индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты способностей. Личностные тесты включают: 1) субъективные тесты, разновидностями которых являются - личностные опросники - тесты интересов и склонностей; 2) объективные тесты; 3) проективные тесты. Тесты способностей имеют в своем составе: 1) общие тесты достижений, в том числе - тесты на внимательность, - тесты на память, ее различные виды, - тесты на умение концентрироваться, на собранность, - тесты на волевые качества; 2) тесты профессиональных и иных достижений; 3) тесты на интеллект, в том числе - общие тесты на интеллект - специальные тесты на интеллект; 4) тесты на специфические способности: - сенсорные (относящиеся к органам чувств, ощущениям) способности, - моторные (двигательные) способности, - способности, относящиеся к отдельным функциям двигательного аппарата. Личностные тестыПервая разновидность индивидуальных тестов - личностные тесты призваны определять качества человека, в основном независимые от ситуации и постоянные во времени. В о...