Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Причины неуспеваемости младших школьников

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем [5, 77]. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь. Объектом изучения является школьная неуспеваемость. Предмет причины неуспеваемости. Целью моей курсовой работы является изучить причины неуспеваемости младших школьников и пути её преодоления и предупреждения.Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
  • ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
  • изучение причин неуспеваемости младших школьников;
  • определение путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.
  • Основные методы исследования, применявшиеся в работе: - поиск и анализ литературы по теме; - метод описания; - метод изложения материала.В данной работе выдвигается гипотеза: педагог может оказать помощь в преодолении и предупреждении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема
  • Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости. Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.Одним из первых мыслителей, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения, был Ян Амос Коменский. Он поставил великую задачу – создать педагогику, дающую гарантию успеха – без малейшей возможности провала, стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и основательного успеха. Я.А. Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. «Для того чтобы они не падали духом, надо дать им пережить радость успеха», - писал великий педагог. Таким образом, Коменский придавал большое значение личностным переживаниям детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе, за исключением тех, «у кого Бог отнял смысл и разум»[12, 8]. Ведущей целью педагогической системы Януша Корчака было создание условий, для максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения. Польский педагог был убежден, что каждый ребенок имеет право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, право на использование ребенком своих достоинств и сокрытие недостатков, право на игру, движение и прочее [12, 63].Развитие теории и методики воспитания в России конца XVIII- начала XIX вв. связано с именем русского просветителя Н.И. Новикова. Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Большое значение он придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования [21
    Другие файлы:

    Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения
    Сущность и причины неуспеваемости детей. Понятие неуспеваемости глазами психолога и педагога. Пути преодоления неуспеваемости школьников. Использовани...

    Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости в обучении младших школьников
    Типология неблагополучий в учебной деятельности младших школьников. Повышение тревожности школьников в ситуации неуспеха в обучении, снижение учебной...

    Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
    Адаптация младших школьников к школьной среде. Анализ состояния готовности к школе у разных учеников. Педагогические рекомендации к коррекционной рабо...

    Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения
    Теоретические основы неуспеваемости школьников. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости. Работа с детьми с временной задержкой психического...

    Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников
    История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьнико...