Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Методы психодиагностики и их классификация

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Методы психодиагностики и их классификацияВ настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.Краткие характеристики психодиагностических методикБланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки: субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)Таблица 1. Классификация психодиагностических методикТесты и тестированиеТесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2Таблица 2. Классификация тестовТребования, предъявляемые к тестамК тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикамДля уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являютсяВалидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.Критерии валидностьи: Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными...
Другие файлы:

Введение в технологию психодиагностики
В книге излагаются основные вехи истории психодиагностики, дается представление о ее предмете и особенностях использования тестовых методик, рассматри...

История и становление психодиагностики
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая...

Модели психокоррекции и методы психодиагностики
Сборник посвящен моделям и методам коррекции психоэмоционального состояния человека, а также новейшим компьютерным средствам психодиагностики....

Психодиагностика темперамента, мышления, делового общения
Предмет психодиагностика. Методы психодиагностики и их классификация. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль...

Основы психодиагностики
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом...