Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Внимание 10

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Содержание. Введение1.Характеристика внимания2.Свойства внимания ВедениеПроблема внимания имеет древнюю историю,уходящую к Арестотелю,который рассматривал этот феномен как сужение диапазона чувств.Первое и самое распространённое психологическое определение вниманиядал У.Джемс в 1890г. :"Каждый знает,что такое внимание.Это овладение разумом в чистой и яркой форме только одним из многих одновременно представленных обьектов или одной мыслью из целой череды мыслей."В определениях Аристотеля и У.Джемса и всех последующих исследователей подчёркивается основная характеристика внимания-изберательность,или селективность,в активности организма.Одни учёные рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс,а другие-как одну из характеристик взаимодействия психических процессов.Однако,несмотря на, казалось бы,полную очевидность феномена внимания,общепринятого научного определения внимания к настоящему времени нет.Проблемы внимания,которые возникли в общей и когнетивной психологии,возникают и в психофизиологии.Перед психофизиологами всаёт вопрос: что именно изучать в активности мозга,что могло бы быть связанно с внимание?1. Характеристика вниманияВнимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов, их условие и способ регулирования.Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.Функции внимания.1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.Рассмотрим основные виды внимания.1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.6. Интеллектуальное, связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.7. Непроизвольное.8. Произвольное.9. Послепроизвольное.Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении. Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами).Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания. Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях.Произвольное вним...
Другие файлы:

Внимание. Готовимся к школе по интенсивной методике
Очень важно, чтобы перед школой у малыша было достаточно хорошо развито внимание. Хорошее внимание намного облегчит малышу учебный процесс. Книга, кот...

Внимание как познавательный процесс
Внимание как важнейший динамический показатель всех психических процессов: характеристика и практическое исследование индивидуальных особенностей. Физ...

Обретите внимание. Астрологические дневники охотника за сознанием
Что значит “настоящее”? Как отличить его от “ненастоящего”? Да хотя бы от прошлого или будущего. Почему мы зачастую обращаем внимание на подделку с на...

Внимание. Рабочая тетрадь. 6-7 лет
Уважаемые родители и педагоги! Перед вами рабочая тетрадь, которая направлена на развитие внимания у детей дошкольного возраста. Хорошее внимание - ва...

Внимание в структуре учебной деятельности
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятии (А.В. Петр...