Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФДИПЛОМНАЯ РАБОТАВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С КОММУНИКАТИВНЫМИ УТАНОВКАМИ И СУБЪЕКТИВНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ ПЕДАГОГОВВыполнил:студент группы «ПиП-53»Орлов Алексей ВладимировичНаучный руководитель: к.п.н.Усач МихайловичСтерлитамак 2005СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания1.2 Профессиональные требования к личностным качествам педагога1.3 Факторы возникновения и развития эмоционального выгорания у педагоговГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ2.1 Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик2.2 Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания, негативных коммуникативных установок и субъективных болезненных ощущений у педагогов2.3 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у педагогов2.4 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгоранияЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЯВВЕДЕНИЕНа современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников образовательной сферы. Однако далеко не каждый педагог может успешно адаптироваться и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания».Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.В. Буданов, 1990; Б.Д. Новиков, 1993; А.А. Реан, 1994; А.Р. Фонарев, 1995; А.К. Маркова, 1996; С.П. Безносов, 1997; Е.Т. Лунина, 1997; Ю.А. Юдчиц, 1998; С.Е. Борисова, 1998; Е.Д. Юрченко, 2000 и др.). Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения.Исследования последних лет показывают, что наиболее выраженной фазой указанного синдрома у работников сферы образования является фаза резистенции с доминирующим симптомом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Однако в научной литературе недостаточно представлены данные о синдроме эмоционального выгорания с учетом конкретных условий работы педагога с детьми разного возраста.В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда и педагогической психологии является исследование и поиск способов профилактики и коррекции эмоционального выгорания среди работников образовательной сферы с учетом специфики их профессиональной деятельности.Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начального и среднего звена.Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.Предмет исследования: специфика взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начального и среднего звена.Гипотеза исследования: проявления синдрома эмоционального выгорания и его взаимосвязь с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями имеет свои особенности для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начального и среднего звена.Задачи исследования:1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;2) Выявить особенности проявлений синдрома эмоционального выгорания, негативных коммуникативных установок и субъективных болезненных ощущений у педагогов;3) Определить характер взаимосвязи эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями у педагогов.
Другие файлы:

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов
Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетен...

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов
Теоретический анализ проблемы формирования синдрома эмоционального выгорания в аспекте психофизиологических механизмов регуляции поведения педагога. А...

Особенности развития синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе длительной профессиональной деятельности
Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Э...

Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Характеристика профессиональной деятельности педагогов. Проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии. Подходы к изучению да...

Синдром эмоционального выгорания
Психологические особенности синдрома эмоционального "выгорания" в профессиональной деятельности педагога, его общая характеристика и симптомы. Условия...