Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Факультет психологииКафедра общей психологииКУРСОВАЯ РАБОТАна тему: «Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления»Студентка группы 127 Лапина Ю. В.Руководитель д.б.н., профессор Моисеева Л. А.Москва 2011СодержаниеВведение.32. Развитие речи в филогенезе.74. Письменная речь.20Список литературы:30ВведениеНа сегодняшний день вопрос появления и развития языка и речи как этапа формирования мышления человека очень актуален. Во многих странах проводятся исследования, посвященные вопросам влияния языка на образ мышления, взаимосвязи речи с функционированием мозга. Ответ на вопрос как же язык влияет на мышление и наоборот, как они связаны и как взаимодействуют важен не только для психолингвистики, но и для целого спектра дисциплин - нейрофизиологии, психологии, педагогики и др. Раскрытие закономерностей и механизмов взаимовлияния мышления и речи открывает новые возможности не только в обучении, но и в коррекции различных заболеваний, даже тех, которые вызваны физическими повреждениями мозговых структур.Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние. Задачи данной работы - описать эволюционный путь от примитивного языка приматов до человеческой речи, рассмотреть самые популярные теории возникновения речи, повести аналогии между появлением речи в онто- и филогенезе, показать как появление и усложнение речи преобразовывает нервную систему, в первую очередь головной мозг, рассмотреть письменную речь, как вершину формирования общественных коммуникаций и самое важное – доказать, что именно язык и речь являются стрежнем как личной, так и общественной эволюции.Предметами исследования в данной работе выступают речь и язык.1. Физиологическая основа речиречь язык нервная системаЯзык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла существенная перестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением слова человек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства, абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможным объективировать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей в материальную форму слов и тем самым создавать идеальные объекты мышления — понятия, а вместе с ними и с помощью их осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.Речь – это то, что кардинально отличает человека от животного на всех уровнях – социальном, интеллектуальном, поведенческом и др. Несомненно, язык, как способ коммуникации существует среди высших животных, но речь – это язык в действии. И чтобы поддерживать и осуществлять такую сложную функцию как речь, эволюция изменила не только физиологию человека, но и психику. С переходом на языковую основу возможности мозга колоссально возрастают, речь стала наиболее эффективным средством коммуникации. Речь это также мощный объединяющий фактор социума – как на уровне индивидуальном уровне – возможность сделать своё «внутренне» частью мира другого человека, проявлять эмпатию, оказывать психотерапевтическое лечебное воздействие через вербальное общение, так и на уровне общества в целом – это и средства массовой информации как возможность коммуникаций по принципу «всех со всеми», регулирование общественных отношений через нормы права. Не одной из человеческий достижений невозможно было бы без общественной кооперации, а значит без возможности речевого общение – таким образом речь дает развитие не только отдельному человеку, но и всему человечеству на протяжении его истории и, конечно же, развивается вместе с ним – от примитивной до письменной. Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Именно возможность передачи информации с помощью речи лежит в основе социального гомеостаза и стала толчком развития науки, искусств, права и др. И.П.Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.Сложноорганизованной является и система называния предметов в устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга. Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условием адекватного называни...
Другие файлы:

Особенности развития мышления у дошкольников с нарушениями речи
Понятие мышления в трудах ученых-психологов. Исследование особенностей мышления у дошкольников с нарушениями речи на примере МДОУ "Детский сад Аленушк...

Роль речи и мышления в развитии детей с нарушениями зрения
Взаимосвязь развития и существования речи и мышления на всех возрастных этапах, их особенности в условиях зрительной депривации. Влияние уровня развит...

Диагностирование как психологический феномен
Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и...

Соотношение речи и мышления как проблема психологии
Речь и мышление как психологические понятия. Речь и ее функции. Основные формы мышления. Бихевиористская модель порождения речевого высказывания. Взаи...

У. Шекспир и его литературное окружение, их взаимодействие и взаимовлияние
Биографические сведения о Шекспире, его творческое наследие и вклад в развитие театральных традиций. Особенности литературы эпохи Ренессанса. Взаимоде...