Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по теме:Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельностиВведениеАктуальность. Проблема агрессивности детей школьного возраста – одна из самых актуальных в настоящее время. Рост социальной напряженности, возрастающее отчуждение между родителями и детьми, ощущение нестабильности жизни, которое усиливается за счет экономических и социальных проблем – все эти обстоятельства приводят к росту агрессивности детей и подростков. В психологии проблема агрессивности – одна из традиционных. Впервые он стала предметом психологического изучения еще в психоанализе З. Фрейда. На сегодня психоаналитический подход к агрессии – один из самых распространенных (например, К. Бютнер, 1991). В связи с этим проблема переработки агрессивной энергии и направления ее в социально приемлемое русло, начиная с З. Фрейда – одна из самых актуальных. Наряду с психоаналитическим, в психологии сформировались и другие известные подходы к изучению агрессии и агрессивности – этологический (К. Лоренц), фрустрационный (Дж. Доллард, Н. Миллер, С. Розенцвейг, Л. Берковиц), бихевиористский (А. Бандура, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Р. Уолтерс и др.). экспериментальноВ психологии предпринималось немало попыток связать агрессию с другими психологическими параметрами личности или дать объяснение возникновению и протеканию агрессивных реакций (С. Розенцвейг, и др.). В связи с этим по-прежнему остается актуальной проблема сублимации как переработки агрессивной энергии и выражения агрессии социально приемлемыми способами. В некоторых областях психологии (например, в юридической психологии) агрессия изучается достаточно давно. Несколько меньше она изучена в детской практической психологии. В частности, представляет большой интерес проблема взаимосвязи агрессивности и мотивации учебной деятельности школьников. Представляет большой интерес то, насколько агрессия действительно может быть переработана ребенком в созидательную энергию, реализуемую в учебной деятельности. Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблема соотношения между агрессивностью детей и мотивацией учебной деятельности в период перехода из начальной школы в среднюю. Переход от младшего школьного к подростковому возрасту – период, когда возрастает агрессия как результат проблем подросткового возраста, в частности, с типичной для множества младших подростков фрустрацией «чувства взрослости». Представляет интерес и то, насколько развитая мотивация учебной деятельности становится противодействием для неконструктивных форм выражения агрессии. Цель исследования – изучить соотношение агрессии и мотивации учебной деятельности при переходе младших подростков из начальной школы в среднюю. Задачи исследования.
  • Проанализировать литературу по проблемам агрессивности и мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте.
  • Составить программу для исследования динамики агрессии и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Объект исследования – агрессивность и мотивация учебной деятельности младших подростков в 4 и 5 классе. Предмет исследования – взаимосвязь изменений мотивации учебной деятельности и динамики агрессивности при переходе из начальной школы в среднюю.Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что при переходе из начальной школы в среднюю у младших подростков агрессивность повышается, что сочетается с изменениями мотивации учебной деятельности. В исследовании приняли участие 21 учащийся 4 – 5 классов средней школы № САО г. Москвы (14 девочек и 7 мальчиков) в возрасте 10 – 11 лет. Методики исследования:
  • Опросник агрессивного поведения Басса – Дарки.
  • Проективная методика «Тест руки» Э. Вагнера.
  • Опросник «Методика изучения мотивации учения школьников при переходе из начальной школы в среднюю» М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой.
  • Глава 1. Агрессивность и мотивация учебной деятельности младших подростков при переходе из начальной школы в среднюю1.1 Психологическое изучение агрессивностиРост агрессивности в обществе в целом и в подростковой среде, в том числе делает проблему изучения агрессивности крайне актуальной. Как в нашей стране, так и за рубежом проблеме изучения агрессивности посвящено значительное количество научных исследований. Изучение агрессивности в психологии имеет давнюю историю. Многие значительные научные школы внесли свой вклад в разработку проблем агрессивности. Вместе с тем до сих пор в психологии нет четкого определения агрессивности и агрессии. Л.М. Семенюк отмечает, что под агрессией понимаются:- акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. В этом смысле агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Х. Дельгадо)– реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (А. Басс) физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Д. Уилсон),– злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение, - сильная активность, стремление к самоутверждению. Такую трактовку агрессия получает, например, в психологии спорта (Л.М. Семенюк, 1998). Кроме последней трактовки данного понятия, остальные имеют явно негативную окраску. Обобщив различные приведенные здесь определения, можно сказать, что под агрессией понимается поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Важное уточнение данного определения делают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000), дополняя его тем, что агрессия – поведение, направленное на того, кто не желает подобного обращения. Агрессивность...
    Другие файлы:

    Формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу
    Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет. Исследование проблемы школьной неуспеваемости. Влияние тревожности на...

    Особенности мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров
    Психологические особенности студентов-первокурсников, условия развития мотивации учебной деятельности. Соотношение мотивации и мотива. Выявление связи...

    Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене
    Формирование личности школьника. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной...

    Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы
    Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника. Классификация игр и характеристика их основных видов. Воспитательный и обучающ...

    Формирование речевых умений у учащихся начальной школы на уроках истории
    Речевые умения и пути их формирования на уроках истории в традиционной и деятельностной технологиях. Система дидактических принципов. Выявление места...