Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Причины умственной отсталости

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯФилиал "Московского психолого-социального института" в г. КрасноярскеКонтрольная работапо дисциплине:Специальная психологияТема: "Причины умственной отсталости"2011 годСодержаниеВведение
  • Определение понятия "Умственная отсталость"
  • Классификация умственной отсталости
  • Причины умственной отсталости
  • ЗаключениеСписок литературыВведениеПсихология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Начиная с 18 века внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений. С середины 19 века, когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения. В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколько позже, в начале 20 века и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо), но и в дефектологии, возникшей в 20-е годы 20 века усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.1. Определение понятия "Умственная отсталость"Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость".Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития.Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и практическое значение.Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия "умственная отсталость" зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети. Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям. Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится государству намного дороже. Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными. Правильный отбор способствует тому, что дети с отклонениями и дефектами психического развития после окончания вспомогательной школы становятся в ряды трудящихся, могут жить нормальной жизнью среди окружающих их людей. Оставление умственно отсталого ребенка в массовой школе приводит к отрицательным результатам. У некоторых детей в этих условиях возникает отрицательная направленность личности, и даже асоциальное поведение. Если присмотреться к описаниям так называемых "трудных подростков", то легко заметить, что в подавляющем большинстве случаев они формируются из числа плохо успевающих в младших классах учеников.Только правильный отбор детей во вспомогательные (и иные специальные школы) имеет очень большое значение.2. Классификация умственной отсталостиУмственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах.Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся п...
    Другие файлы:

    Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости
    Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости, специфика и проблемы коммуникативной сферы. Изучение уровня школьной тревож...

    Формирование связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости
    Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей. Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости. О...

    Интеллектуальные нарушения: Учебное пособие для вузов
    Классификация интеллектуальных нарушений.Врожденное слабоумие. Умственная отсталость(олигофрения).Клиническая картина умственной отсталости.Клиническа...

    Характеристика умственной отсталости
    Признаки, виды и степени умственной отсталости, ее признаки: органическое диффузное повреждение коры головного мозга, системное нарушение интеллекта,...

    Олигофрения
    Структура дефекта при олигофрении. Генетические формы умственной отсталости. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы. Клинические формы олиго...