Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюНижегородский государственный педагогический университетТЕМАОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНРНижний Новгород 2010г.ОглавлениеВведениеГлава 1. Теоретический обзор особенностей воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи1.1 Общая характеристика воображения1.2 Особенности воображения в дошкольном возрасте1.3 Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста1.4 Особенности воображения у детей с ОНРГлава 2. Эмпирическое исследование особенностей воображения у дошкольников с ОНР2.1 Характеристика методик2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР2.3 Анализ полученных результатовЗаключениеСписок литературыПриложенияВведениеСоциально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутетского, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., во введении цифры убрать воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.Ограниченность общения со взрослыми сверстниками лишает детей с нарушениями речи необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Однако в специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях творческого воображения у детей с ОНР. Именно по этой причине проблема изучения особенностей развития творческого воображения дошкольников с нормальной и нарушенной речью и определения педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной возрастной категории детей, приобретает особую остроту.Цель исследования. Выявить индивидуальные особенности воображения дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: процесс развития воображения дошкольников. Предмет исследования: особенности развития воображения дошкольников с ОНР. Гипотеза исследования: развитие воображения у дошкольников с ОНР отстает от нормы и имеет качественное своеобразие в отличие от детей группы «норма». Задачи исследования были сформулированы в соответствии с целью и гипотезой: 1. Рассмотреть теоретический аспект проблемы исследования с использованием данных психологии и коррекционной педагогики.2. Подобрать методики изучения воображения у дошкольников и описать типичные затруднения возникающие в процессе проведения методик.3. Выявить индивидуальные особенности воображения у дошкольников с ОНР. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.Глава 1. Теоретический обзор особенностей воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи1.1 Общая характеристика воображенияИнтерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX—XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух н...
Другие файлы:

Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Методы, способствующие развитию коммуникативной функции речи у детей с общим ее недоразвитием. Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 л...

Обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень)
Формирование словаря существительных у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Особенности лексической сторон...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности развития у них диалогической речи. Развитие...

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Понятия воображения, его свойства, виды, формирование в онтогенезе. Воображение детей с речевым расстройством. Связь творческой деятельности с формиро...

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности формирования устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа, синтеза, словаря и грамматического строя речи школьников...